Игровое начало в литературе

Игровое начало и особенности самоопределения героя в повести М.Ю. Лермонтова <Штосс> (в соавторстве с А.А. Ефимовым)

Экзистенциальный смысл игрового самоопределения Лугина познается в его принципиальной незавершенности, в непосредственном сновидном качестве, так как «всякой игре конец», когда «мы просыпаемся от пленившего нас сна» [12, с. 379]. Самоопределение героя художественно дано Лермонтовым, но не получает развернутой артикуляции. Задача писателя обнажить драматизм внутреннего становления Лугина в принципиально неустранимой ситуации, в бесконечно повторяющемся мгновении сна («всякую ночь Лугин проигрывал») [1, с. 86]. Граница пройдена, основные феномены пережиты героем и он пробуждается. Сновидчески-игровое пространство <Штосса> получает свою художественную завершенность неожиданным обрывом сюжета: «Надо было на что-нибудь решиться. Он решился» [5, с. 332]. Незавершенность повести приобретает характер жанрово-тематической целесообразности и эстетической непреложности, так как «повесть представлялась Лермонтову законченной» [18, с. 643].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. – СПб., 1999.

2. Вацуро В.Э. «Последняя повесть Лермонтова» // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. – Ленинград: Наука, 1979.

3. Ефимов А.А., Зотов С.Н. Игровое начало в литературоведении // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. Специальный выпуск.

4. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. – М.: ОГИ, 2007.

5. Лермонтов М.Ю. <Штосс> // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). Т. 4. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979-1981. 

6. Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960 – 1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. – СПб.: Искусство – СПБ, 1995.

7. Морозов А.А. Загадка лермонтовского «Штосса» // Русская литература – 1983 – № 1.

8. Найдич Э.Э. Штосс // Найдич Э.Э. Этюды о Лермонтове. — СПб.: Художественная литература, 1994. 

9. Рыклин М. Русская рулетка // Искусство кино – 1995 – №9.

10. Современная западная философия. Словарь. – М.: Издательство политической литературы, 1991.

11. Тхоривский М. Поэтика сновидений. Опыт описания. – Электронный ресурс: www.proza.ru, 2008. 

12. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии – М.: Прогресс, 1988

13. Фрейд З. О сновидении // З. Фрейд. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

14. Фрейд З. Сновидения // З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989.

15. Фролова О.Е. «Пиковая дама» А.С. Пушкина: символика карт и композиция текста // Вестник Московского Университета – 2006 (сентябрь — октябрь) – №5.

16. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002.

17. Чернышева Е.Г. Мир преображения. Мифологические и игровые мотивы в русской фантастической прозе 20-40 г. XIX в. – М.: «Прометей» Благовещенск, 1996.

18. Чистова И.С. Примечания // М.Ю. Лермонтов. Сочинения. Т.2. Комментарии. – М.: Правда, 1990.

19. Чистова И.С. Прозаический отрывок М.Ю. Лермонтова «Штосс» и «натуральная» повесть 1840-х годов // Русская литература – 1978 – №1.

20. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1993.

21. Эстетика. Словарь – М.: Политиздат, 1989.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментарии к записи Игровое начало и особенности самоопределения героя в повести М.Ю. Лермонтова <Штосс> (в соавторстве с А.А. Ефимовым) отключены