Программы

Русская поэзия ХХ век: традиция и поэтическая практика модернизма. Часть 1. Творчество Н. Гумилёва и О. Мандельштама Спецкурс для студентов 4 курса, 7 семестр

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ХХ ВЕКА:

ТРАДИЦИЯ И ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МОДЕРНИЗМА.

(Часть 1: Творчество Н.С. Гумилева и О.Э. Мандельштама).

(для студентов IV курса, 7 семестр)

Доктор филол. наук,

профессор кафедры

отечественной литературы ХХ века

С.Н. Зотов

Ростов-на-Дону

2006

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ХХ ВЕКА:

ТРАДИЦИЯ И ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МОДЕРНИЗМА.

(Часть 1: Творчество Н.С. Гумилева и О.Э. Мандельштама).

(для студентов IV курса, 7 семестр)

ЦЕЛЬ КУРСА: раскрыть смысловое многообразие русской поэзии ХХ века и особенности поэтической практики поэтов эпохи модернизма

ЗАДАЧИ:

— дать целостное представление о русской  литературной традиции в диалектическом единстве классического искусства и поэзии неклассической эпохи; углубить представления слушателей о литературном процессе ХХ века;

— раскрыть основные черты поэтической практики крупнейших русских поэтов ХХ века — Н.С. Гумилева и О.Э. Мандельштама;

— расширить представления слушателей о возможностях аналитического рассмотрения поэтических произведений;

— обосновать понятие поэтической практики как средоточия новой познавательной стратегии.

ВИДЫ РАБОТ: лекции и практические занятия.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 30 ч.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ: зачет.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Тема 1. Введение. Актуальные проблемы изучения литературного процесса. Классическое искусство и модернизм в единстве русской литературной традиции. Неадекватность существующих стратегий понимания проблемы Основополагающее различение классического и неклассического искусства в европейской литературной традиции.

Тема 2. Что такое поэзия? Поэтическое как экзистенциальный феномен. Поэзия как самовысказывание человеческой действительности, прямо отнесенное к основному смыслу культурно-исторической эпохи. Анализ стихотворных текстов разных авторов ХХ века о поэзии и поэтическом. Проблема понимания как экзистенциальной процедуры, по Хайдеггеру и Бахтину.

Тема 3. Две парадигмы понимания: классическое литературоведение и проблема литературной критики ХХ века.. Типы рациональности и литературная традиция. Понятие поэтической практики. Литературная позиция как литературоведческое понятие. Что такое экзистенциальная стратегия в литературоведении?

Тема 4. Периодизация в изучении русской литературы ХХ века, основные течения. Символизм и модернизм. Понятие серебряного века русской поэзии. Сообщество поэтов и многообразие творческих позиций. Основные тенденции в поэзии русского модернизма и проблема хронологии. Поэтическая практика модернизма и литературный процесс первой половины ХХ века.

Тема 5. Поэтическая практика Н.С. Гумилёва. Поэзия Гумилёва и символизм. Ранние сборники Гумилева и ницшеанская идеология. Сборник «Чужое небо»: эклектичность поэтики, проблематичность поэтических представлений Гумилёва, многообразие тематики, острота интеллектуального переживания культуры.

Тема 6. Растерянность Гумилева в новых условиях поэтического существования, декадентские мотивы. «Орел» Н. Гумилева и «Осенний крик ястреба» И. Бродского. Стихотворения «Слово» и «Шестое чувство». Интеллектуальное переживание и поэзия. Неклассический характер поэтической практики Н.С. Гумилева.

Тема 7. Сборник «Огненный столп» как вершина поэзии Гумилева и общий характер его поэзии (по статье В. Вс. Иванова). Гумилев и Лермонтов. Основные стихотворения сборника «Огненный столп». «Заблудившийся трамвай»: проблема смысла. Значение поэзии Гумилева.

Тема 8. Понятие «новой вещественности» в поэтической практике модернизма. Эссе Р.М. Рильке «Огюст Роден» как теория модернизма, анализ понятия «новой вещественности» у Рильке. Творчество Родена и классическое искусство.. Формула Б. Пастернака «наш субъективно-биографический реализм».

Тема 9. Сборник стихотворений О.Э Мандельштама «Камень». «Новая вещественность» у Мандельштама как обнаружение мира посредством самоопределения поэтической личности. Импрессионизм и особенности поэтической экспрессивности. Стихотворения «Как облаком сердце одето…» (1910), «Из полутёмной залы вдруг…», «Звук осторожный и глухой…», «Невыразимая печаль…»,  «Медлительнее снежный улей…» и др. Вещественность «остановленного мгновения» как основная черта. Редукционизм и фрагментарность поэзии, дискретность восприятий поэтической личности, проявляющей себя именно благодаря порождению «вещей»-смыслов.

Тема 10. «Новая вещественность» как «тоска по мировой культуре». Интеллектуальное переживание в «Камне»: трансформация вещественности и усиление субъективности. «На бледно — голубой эмали…», «Сусальным золотом горят…», «О, небо, ты мне будешь сниться!». «Вещественность» как взаимопроникновение телесного и духовного. Программное стихотворение «Раковина». Стихотворения «Silentium», «Образ твой, мучительный и зыбкий…». «Я ненавижу свет…», архитектурные стихи, стихотворения на темы мировой культуры.

Тема 11. Сборник стихотворений «Tristia». Тематические изменения: любовь, смерть, христианство, античность. Поэтическое смещение акцента от вещественно-культурного к личностно-экзистенциальному, от опосредования к прямому выражению личности; поэтическая личность является экзистенциально, укорененная в парадоксальной со-временности культуры (традиции). Единство нравственного и поэтического (эстетического) в литературной позиции Мандельштама.

Тема 12. «Распредмечивание», своеобразное «излучение» смысла в поэтической практике Мандельштама. Стихотворения 20-х годов. Аналитическое рассмотрение основных стихотворений этого периода.

Тема 13. Пушкинская тема в поэтической практике Мандельштама 20-х годов. Книга И. Сурат «Опыты о Мандельштаме».

Тема 14. К характеристике поэтической личности Мандельштама в 30-е годы. Феноменология поэтической личности Мандельштама в «Новых стихах». Социально-историческая жизнь в стихотворениях первой половины 30-х годов. Отрывки уничтоженных стихов(!). «Ещё далеко мне до патриарха…»(!), «Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем…» и нек. др. «Ламарк»(!) Стихи о поэзии. Подробный анализ цикла фрагментов под названием «Восьмистишия»: парадоксальность понимания поэтического творчества, метафизическая глубина прозрения.

Тема 15. Разоблачительные стихотворения Мандельштама. Аналитическое рассмотрение стихотворения «Мы живем, под собою не чуя страны…».

Тема 16. Воронежские стихи. Развитие основных мотивов поэзии в ситуации «Я к смерти готов!» (Мандельштам — Ахматовой). Природа и человеческое существование, возможность приспособления к новым обстоятельствам жизни и подлинность культурных переживаний. Драматизм существования поэтической личности. «Стихи о неизвестном солдате». Обобщение о качестве поэтической личности Мандельштама.

Тема 17. Заключение. Общее понятие поэтической практики. Характеристика классической, неклассической и постнеклассической поэтических практик.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. Что такое поэзия? Аналитическое рассмотрение стихотворений А.С. Пушкина, В.В. Набокова, И.А. Бродского, М.И. Цветаевой, Х.Л. Борхеса.

Занятие 2. Особенности поэтической практики Н.С. Гумилева. Сборник «Огненный столп».

Занятие 3.  «Новый историзм» в поэтической практике Мандельштама. Стихотворения «Нет, никогда ничей я не был современник…» и 1 января 1924 г. (о «соли совести»). «С миром державным я был лишь ребячески связан…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ночь на дворе, барская лжа…», «Нет, не спрятаться мне от великой муры…», «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…», «Сохрани мою речь навсегда…». Петербургские стихи. Московский цикл.

Занятие 4. Воронежские стихотворения О. Мандельштама.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Что такое поэзия? Поэтическое как экзистенциальный феномен. Литературная практика и типы рациональности.

2. Русский модернизм и литература серебряного века.

3. Общая характеристика поэзии Н.С. Гумилева.

4. Ранние сборники Н.С. Гумилева: влияние символизма и ницшеанская проблематика.

7. Основные мотивы сборника «Чужое небо».

8. Характер интеллектуального переживания современности в стихотворениях «Слово» и «Шестое чувство».

9. Особенности поэтической практики Н.С. Гумилева в сборнике «Огненный столп».

10. «Новая вещественность» в художественной практике и критике европейского модернизма: О. Роден и Р.М. Рильке.

11. «Новая вещественность» и «тоска по мировой культуре» в книге О. Мандельштама «Камень».

12азвеществление» («распредмечивание») смысла в поэтической практике О. Мандельштама второй половины 10-х — 20-е годы («Вторая книга»).

13. Самосознание русского модернизма в эссеистике О. Мандельштама. «Скрябин и христианство», «Слово и культура».

14. Пушкин в поэзии О. Мандельштама (по книге И. Сурат «Опыты о Мандельштаме»).

15. Общая характеристика «Новых стихов» О. Мандельштама.

16. Поэтическая практика модернизма и литературоведческая проблема жанра. Аналитическое рассмотрение стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны…»

17. Проанализировать одно — два стихотворения Н.С. Гумилева и О.Э Мандельштама (по выбору).

ЛИТЕРАТУРА

I. О литературном процессе в ХХ веке.

1. Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIX — начала XX века. М., 1993.

2. Русская литература рубежа веков (1890 — начало 1920-х гг.) В 2-х книгах. / Отв. Ред. В.А. Келдыш. — М., 2000.

3. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: проблема «жизнетворчества». — Воронеж, 1991.

4. Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. — М., 1992.

5. Связь времен: Проблема преемственности в русской литературе конца XIX — начала XX века. М., 1992.

6. Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых. СПб., 1993.

7. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий. — М., 2002.

8. Заманская В.В. Экзистенциальное сознание в русской литературе первой трети ХХ века. — Магнитогорск, 1999.

9. Карельский А. Модернизм ХХ века и романтическая традиция // Вопросы литературы. 1994. № 2.

10. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. — М., 2001.

11. Лекманов О.М. Книга об акмеизме. — М., 1998.

12. Теория литературы. Том IV. Литературный процесс. — М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.

13. История русской литературы ХХ века (Первая половина): Учебник для вузов: В 2 кн. / Под ред. д-ра филол. наук, проф. Л.П. Егоровой — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.

14. Зотов С.Н. «Художественное пространство — мир Лермонтова». — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. института, 2001.

15. Зотов С.Н. «Пространство смысла, или «воскрешение» автора в европейской литературной традиции» // Филологический вестник РГУ. 2005. №1. С. 5-11.

II. Литература о Мандельштаме

16. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С.С. Поэты. — М., 1996. С. 189 — 273.

17. Гаспаров М. Осип Мандельштам. Три его поэтики. // Гаспаров Михаил. Указ соч. С. 193 — 259.

18. Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама <1966> // Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Статьи и очерки. — Л., 1982.

19. Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма <1974> // Смерть и бессмертие поэта. Материалы Международной научной конференции, посвященной  60-летию со дня гибели О. Э. Мандельштама (Москва, 28 — 29 декабря, 1998 г.). — М., 2001.

20. Лекманов О.А. Осип Мандельштам. — М., 2004.

21. Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. — СПб., 2002.

22. Сегал Д.М. Осип Мандельштам. История и поэтика. — Иерусалим, 1998.

23. Семенко И.М. Поэтика позднего Мандельштама. — М., 1997.

24. Сурат И. З. Опыты о Мандельштаме. — М., 2005.

25. Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. — М., 2000.

26. Топоров В.Н. О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама // Осип Мандельштам: К 100-летию со дня рождения. — М., 1991.

27. Успенский Б.А. Анатомия метафоры у Мандельштама // Новое литературное обозрение. 1993. № 7.

28. Осип Мандельштам и его время. — М., 1995.

29. Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. — Воронеж, 1990.

III. Литература о Гумилеве

30. Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. — СПб., 1994.

31. Николай Гумилев. Pro et contra. Антология. — СПб., 1995.

32. Ален Л. «Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилева: Комментарий к строфам // Ален Л. Этюды о русской литературе. — Л., 1989.

33. Баскер М. Ранний Гумилев: Путь к акмеизму. — СПб., 200.

34. Зобнин Ю.В. «Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилёва. (К проблеме дешифровки идейно- философского содержания текста) // Русская литература. 1993. №4. С.176 — 192.

35. Иванов Вяч. Вс. Звёздная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумилёва) // Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. — М.: Современник, 1989. С. 5 — 32.

36. Спиваковский П. «Индия духа» и Машенька. «Заблудившийся трамвай Н.С. Гумилева как символистско — акмеистическое видение // Вопросы литературы. 1997. №5. С. 39 — 54.

Комментарии к записи Русская поэзия ХХ век: традиция и поэтическая практика модернизма. Часть 1. Творчество Н. Гумилёва и О. Мандельштама Спецкурс для студентов 4 курса, 7 семестр отключены