Философия и литература
Программа курса
ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА
Спецкурс адресован аспирантам 1 года обучения филологического факультета университета, а также может быть прочитан магистрантам филологических факультетов университетов, факультетов русского языка и литературы педагогических университетов, в университетах культуры и других вузах гуманитарного профиля.
Цель курса — раскрыть единство литературной традиции в связи с типами рациональности (классической, неклассической и постнеклассической) в европейском культурном развитии, в дифференцированном различении классики, модернизма и постмодернизма в качестве особых литературных практик.
Основные задачи курса. Спецкурс решает новаторскую задачу освоения традиционного теоретико-литературного материала в непосредственной соотнесённости с философско-эстетическими основаниями культурного опыта, который объединяет литературоведческую науку и новейшую критику. Сопряженность различаемых литературных практик предстает в метадиалектическом единстве литературной традиции. Материал спецкурса служит обоснованию экзистенциального подхода к пониманию и изучению литературы, дает первоначальное представление об эпистемологии литературоведения.
Обсуждение новой проблематики литературного развития становится возможным благодаря диалектическому развертыванию смысла уже известных в литературоведении понятий (например, «литературная практика», «литературная позиция», «поэтическая личность», «литературная традиция», «интеллектуальное переживание» и некоторых других).
ВИДЫ РАБОТЫ: лекции и практические занятия.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 36 часов лекций.
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
1. Введение. Современное литературоведение и литературная критика 20 века. Экзистенциальный подход к изучению литературы. Проблема методологии и эпистемологии литературоведения.
I. Знание о литературе, методология и философско-эстетическая мысль.
2. Эстетические и теоретико-литературные воззрения мыслителей Древней Греции. Платон. Аристотель.
3. Развитие теоретико-литературного знания в Новое Время.
4. Основные положения эстетики Гегеля.
5. Академические школы в литературоведении XIX в. Основные исследовательские методы. Позитивизм.
6. Эстетика Шопенгауэра как поворот от гегелевского панлогизма к представлениям авангарда.
7. Теоретико-литературные взгляды Ф. Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм».
8. Общая характеристика философско-эстетических поисков в ХХ в.
9. Психоаналитическое направление в литературоведении. Метапсихология З. Фрейда. К.- Г. Юнг.
10. «Дегуманизация искусства» Х. Ортеги-и-Гассета как попытка понимания нового искусства в ХХ в.
11. Теоретико-литературные взгляды экзистенциализма. Эссе Ж.- П. Сартра «Что такое литература?». Понимание литературы в эссе А. Камю «Миф о Сизифе» и «Бунтующий человек».
12. Современное искусство и традиция. Эссе Т.С. Элиота «Традиция и индивидуальный талант». Теоретики русского модернизма.
13. Понятие традиции и языка в герменевтике Г. – Г. Гадамера.
14. Диалогизм научного познания в теории М.М. Бахтина.
15. Р. Барт и постмодернистский проект. Структурализм и постструктурализм.
16. Деконструктивизм и рецептивная эстетика.
17. «Нобелевская лекция» Иосифа Бродского как источник по теории литературы.
18. Марксизм в литературоведении, историческая практика и актуальная оценка. Социологическое направление в литературоведении.
19. Формальная школа в русском литературоведении. Русский структурализм. Выдающиеся отечественные филологи конца ХХ века.
II. К основам эпистемологии литературоведения.
20. Литература и проблема существования человека культуры. Литературоведение и литературная критика модернизма.
21. Что такое эпистемология? Основные определения, современная динамика понятия.
22. Основы эпистемологии М.М. Бахтина в работах «К философии поступка», «К методологии литературоведения».
23. Ранний Бахтин и русский модернизм 10-20-х годов 20 века. Эссеистика и поэтическая практика.
24. Проблемы эпистемологии в эссеистике и письмах Б.Л. Пастернака («Охранная грамота», письма М.И. Цветаевой и Ю. Кейдену).
25. Метадиалектика литературного развития: классическое искусство, модернизм, постмодернизм и типы рациональности.
26. Подражательные и креативные теории литературы. Предмет литературы и смысл литературного творчества. Подражание и творческий процесс.
27. Понятие литературной практики. Диалектика художественных явлений: тематика, поэтика, риторика.
28. Классическая литература как форма подражания действительности. Литературная практика модернизма: «жизнетворчество» в ситуации «Бог мертв» (Ницше). Постмодернизм как литературная практика. «Смерть автора».
29. Проблема авторского начала в литературе. Художественная литература и человеческое существование. Абсолютная Идея и экзистенциальные феномены. Когнитивное единство творца и творения (телесность художества) как антропологическая характеристика.
30. Экзистенциальный смысл литературного творчества. Понятие литературной позиции писателя. «Поэтически-жизнь» и «поэтически-личность» как единство жизнетворчества и самоопределения человека культуры. Литература как экзистенциальное событие.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Значение искусства в картине мира Платона. Диалоги «Государство» (фрагменты кн. 2, 3, 10; кн. 7), «Ион».
2. Основы систематики литературы в «Поэтике» Аристотеля.
3. Вопросы теории литературы в эстетике Гегеля.
4. Мифологическая школа в литературоведении. Изучение текстов М. Мюллера, А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева.
5. Культурно-историческая школа в литературоведении. Ипполит Тэн «Философия искусства», «История английской литературы. Введение».
6. Художественно-биографический метод Ш.-О. Сент-Бёва. Работа «Шатобриан в оценке одного из близких друзей в 1803 году».
7. Основные вопросы эстетики в труде А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
8. Литературоведение и метапсихология З. Фрейда. Работы З. Фрейда «Поэт и фантазия», «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства», «Достоевский и отцеубийство».
9. Концепция художественного творчества К.Г. Юнга в эссе »Психология и поэтическое творчество».
10. Литература и традиция в экзистенциализме Ж.-П. Сартра. Эссе «Что такое литература?»
11. Значение литературы в эссе А. Камю «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек».
12. Теория деперсонализации искусства в эссе Т.С. Элиота «Традиция и индивидуальный талант».
13.. Формальная школа в русском литературоведении. Работы В. Шкловского «Воскрешение слова», «Искусство как прием».
14. Произведение и текст, язык и письмо в работах Р. Барта «От произведения к тексту», «Удовольствие от текста», «Смерть автора».
15. Основные положения статьи М.М. Бахтина «Ответ на вопрос редакции «Нового мира».
16. Методологические проблемы теории М.М. Бахтина. Статьи «К методологии литературоведения», «Слово в романе».
17. Основные вопросы эпистемологии М.М. Бахтина.
18. «Нобелевская лекция» И. Бродского как эпистемологический источник.
Основная литература
1. .Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2004.
2. Хрестоматия по теории литературы. Сост. Л.Н. Осьмакова. – М., 1982.
3. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2-х т. / Под ред. Н.Д Тамарченко. – М., 2004.
4. Теория литературы. Т.IV. Литературный процесс. – М.,2001.
5. Теория литературы. Т. III. Роды и жанры. – М., 2003
6. Теория литературы. Т. I. Литература. – М., 2005.
7. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.
8. Введение в литературоведение. Хрестоматия. – М., 1988.
9. Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 1999.
10. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. – М., 1962.
11. Теория литературы. Роды и жанры литературы. – М., 1964.
12. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. – М., 1965.
13. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.
14. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.
15. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. – М., 1996.
16. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.
17. Егорова Л.П. Выпускные квалификационные работы по русской литературе: Учебное пособие / Л.П. Егорова. – М., 2009.
18. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М., 2005.
19. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В. Бычкова – М., 2003.
Дополнительная литература.
1. Аверинцев С.С. Поэты. – М., 1996.
2. Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1982.
3. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М.. 1990.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.. 1986.
5. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. – Киев, 1994
6. Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 5. – М., 1997.
7. Борев Ю. Эстетика. – М., 1988.
8. Бродский И. Собр.соч. в 7-х тт. – СПб, 1997 — 2001.
9. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989.
10. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.
11. Гадамер Г. – Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.
12. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. – М., 1987.
13. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.
14. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992.
15. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.
16. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.. 1988.
17. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
18. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.
19. Лихачёв Д.С. О филологии. – М.. 1989.
20. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1 – М., 1990.
21. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.
22. Сакулин П.Н. Фиолология и культурология. – М., 1990.
23. Сартр Ж. – П. Стена. – М., 1992.
24. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. – М., 2006.
25. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.
26. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996.
27. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
28. Шкловский В.Б. Гамбургский счёт. – М., 1990.
29. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.,1992.
30. Эйхенбаум Б. О литературе. – М., 1987.
31. Элиот Т.С. Назначение поэзии. – М., 1997.
32. Юнг К. – Г. Феномен духа в искусстве и науке / Собр. соч., т. 15. – М., 1990.