Программы

Русская поэзия XX века: традиция и поэтическая практика модернизма. Часть 2. Творчество Б. Пастернака и М. Цветаевой. 4 курс, 8 семестр

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ХХ ВЕКА:

ТРАДИЦИЯ И ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МОДЕРНИЗМА.

(Часть 2: Творчество Б.Л. Пастернака и М.И. Цветаевой).

(для студентов IV курса, 8 семестр)

Доктор филол. наук,

профессор кафедры

отечественной литературы ХХ века

С.Н. Зотов

Ростов-на-Дону

2006

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ХХ ВЕКА:

ТРАДИЦИЯ И ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МОДЕРНИЗМА.

Часть 2: Творчество Б. Пастернака и М.И. Цветаевой).

 (для студентов IV курса, 8 семестр)

ЦЕЛЬ КУРСА: раскрыть смысловое многообразие русской поэзии ХХ века и особенности поэтической практики поэтов эпохи модернизма

ЗАДАЧИ:

— дать целостное представление о русской  литературной традиции в диалектическом единстве классического искусства и поэзии неклассической эпохи; углубить представления слушателей о литературном процессе ХХ века;

— раскрыть основные черты поэтической практики крупнейших русских поэтов ХХ века — Б.Л. Пастернака и М.И. Цветаевой;

— расширить представления слушателей о возможностях аналитического рассмотрения поэтических произведений;

— обосновать понятие поэтической практики как средоточия новой познавательной стратегии.

ВИДЫ РАБОТ: лекции и практические занятия.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 30 ч.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ: зачет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общее понятие поэтической практики. Характеристика русской литературной традиции в связи со сменой типов рациональности (классической, неклассической и постнеклассической). Рабочее определение поэтической практики модернизма. Сравнительная характеристика классического искусства и поэтической практики модернизма. Проблема постмодернизма.

I. Поэтическая практика Б.Л Пастернака. Единство «художник — художество — жизнь» как основа поэтической практики Пастернака. Аналитическое рассмотрение фрагмента из «Охранной грамоты» и письма Пастернака М. Цветаевой (от 12 ноября 1922). Принцип триединства в ранней поэзии Пастернака, стихотворения «Встав из грохочущего ромба…» и «Венеция».

Сборник Пастернака «Поверх барьеров»: поиск литературной позиции. Стихотворения «Душа», «Не как люди, не еженедельно…», «Весна», «Стрижи», «Эхо», «Марбург».

Единство поэтически-одухотворенной вселенной-бытия у Пастернака. Фрагмент из «Охранной грамоты» (II, 7, с.71; 73) Письмо к Ю. Кейдену от 22 августа 1958 г. (с.354).

Сборник «Сестра моя — жизнь». Общая характеристика. Страстность, высокий эротизм как движущая сила поэтического действия. Интеллектуальное переживание культурной традиции (Лермонтов, Киплинг, Рождество, Библейские переживания). Пастернак: «Без любви к природе и какой-то своей натурфилософии не бывает творчества…» (Пастернак — Вересаеву, письмо от 20 мая 1939). Синявский о природе у Пастернака, Гаспаров о «витальности» его поэзии. Анализ стихотворений «Плачущий сад» (по Синявскому), «Зеркало», «Девочка», «Душная ночь». О строфическом мышлении в поэзии Пастернака. «Новая вещественность», «предметность» культурного существования даны в поэтической практике Пастернака как единство «творца — творения — жизни».

Аналитический парафраз стихотворения «Определение творчества» (М.Л. Гаспаров). Редукция образа у Пастернака: разрушение статичности классического образа, придание смыслу поэтического внутреннего динамизма, импрессионизм и экспрессивность поэтического переживания. Стихотворение «Степь»: «прогулка к Бытию».

Природа и культура в сборнике «СМЖ». Эпиграф и посвящение. Стихотворения «Памяти Демона», «Про эти стихи», «Тоска», «Сестра моя — жизнь…». Аналитический парафраз стихотворений «Ты так играла эту роль…», «Сложа весла», «Балашов», «Давай ронять слова…» и др.

Сборник «Темы и вариации» (1923) как своеобразное развитие «страстной поэзии». Циклы стихотворений «Разрыв», «Нескучный сад» и др. Стихотворения «Маргарита», «Нас мало, нас, может быть, трое…», «Поэзия».

Общественный смысл литературной позиции Пастернака. «Высокая болезнь». Поэмы «Лейтенант Шмидт» и «1905 год». Роман в стихах «Спекторский». «Стихи разных лет» (1918 — 1931). Посвящения Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольдам, Рейснер, Пильняку.

Сборник «Второе рождение» (1932) как развитие литературной позиции Пастернака. Стихотворение «Волны»: экзистенциальная установка как программа поэтического действия. Историческое осмысление модернистской формулы триединства «поэт — поэзия — жизнь», своеобразное развитие «субъективно-биографического реализма»: снимается острота редукции образа, сложности уподоблений, однако сохраняется феноменологическая установка, согласно которой именно субъект придает сущему смысл и ценность, иначе: жизнь имеет смысл только как личностное открытие-свершение. Следует правильно понять проблематичность, даже невозможность «ереси» «неслыханной простоты», которая полагается неминуемой лишь «к концу», понимающему её следует «утаить». У Пастернака прокламируется тема обновленной поэзии — экзистенциальные феномены бытия. Стихотворения «Смерть поэта», «О, знал бы я, что так бывает…»

Социально-исторические мотивы сборника «Второе рождение» и своеобразная подражательность новой поэзии Пастернака. Стихотворения «Столетье с лишним — не вчера…», «Когда я устаю от пустозвонства…». Стихи о любви не похожи на СМЖ, новая острота переживания чувства в связи с творчеством, а не природой; высокий эротизм и страсть сменяются ровным переживанием тождества любви и жизни, экспрессия снимается медитацией; сохраняется основная феноменологическая установка. «Не волнуйся, не плачь, не труди…», «Любить иных — тяжелый крест…», «Любимая, — молвы слащавой…», «Красавица моя, вся стать…», «Никого не будет в доме…».

Сборник «На ранних поездах» (1943). Заглавное стихотворение содержит основную интенцию модернизма, но социальные мотивы обусловливают известное смещение к подражательности. Цикл «Переделкино». Пастернак о своих ранних стихах (СМЖ и др.) «Памяти Марины Цветаевой», «Сосны». Самый прозаический период поэтической практики Пастернака.

Стихотворения Юрия Живаго и проза Пастернака.

Сборник «Когда разгуляется». Совершенство интеллектуального переживания, экзистенциальных состояний, связанных с жизнью природы и соприродностью существования человека; стилевое отличие от «Сестры моей — жизни» и вместе с тем — единство поэтического движения. Особенности поэтической структуры стихотворений. Лирика тяготеет к своеобразной эпичности, к рассказу о событии души; субъективность лирического субъекта превращается в объективность свидетеля бытия, творца мира человеческого присутствия: так возникает поэтическая личность, «поэтически-личность». Это не «мир Пастернака», а «мир Пастернак».

II. Особенности поэтической практики М.И.Цветаевой. Традиция экспрессионизма и кубофутуризма, связь творческим исканиями Хлебникова, Маяковского, Пастернака. Верность жизни в её индивидуально-творческом преломлении (Субъективно-биографический реализм, по Пастернаку). Предельность личностного переживания, разнообразие и тонкость чувствования, страстность (высокий эротизм). Предельность поэтического самоопределения сопряжена со сложными культурными ассоциациями (немецкая и французская литературы).

Ранние стихи. «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912), «Из двух книг» (1913). Подробность и глубина юных чувствований (простые привязанности, дом, родные, дружба, любовь). Стихотворение «Молитва» (1909): проблема искусства и смерти, инициация поэта (ср.: стихотворение И. Бродского «Ни страны, ни погоста…»).

«Юношеские стихи» (1919): обострение чувства жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Уж сколько их упало в эту бездну..». Понятие поэтической личности, по Эткинду, Аверинцеву и др. Поэтическая личность Цветаевой характеризуется глубиной чувства, тонкостью переживаний: нежность и грусть, безудержность страсти и раскаяние, жажда действия и покорности жребию. Вся Цветаева — страсть, эрос; она творит мир страстным, отвергая всякую условность границ и запретов. Эта страстность сопутствует и восприятию культуры. Эрос модернизма (ср. поэтическая личность Маяковского, Есенина, Пастернака). Этот высокий градус страстности, выражающей женское начало, и характеризует экспрессионизм Цветаевой (рассмотрение соответствующих стихотворений и циклов: «Мне ль, которой ничего не надо…», «Ты, мерящий меня по дням…», цикл «Подруга»; шедевры «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Хочу у зеркала, где муть…» и др.).

Страстное переживание мира сохраняется на уровне культурного самоопределения поэтической личности: страстное движение сердца поэтической личности вовлекает не только непосредственный чувственный опыт, но и культурные смыслы, персонажей мировой литературной традиции, отношение к которым оказывается формой исторического самоопределения. С другой стороны, сам этот страстный порыв поэтической личности обретает вневременное качество укорененности в человеческом: личностное становится открытием подлинно человеческого, культуры, Бога — всей полноты существования. Стихотворения «Байрону», «Встреча с Пушкиным», «Анне Ахматовой», посвящения разным лицам.

Парадоксальность определения, применимого к поэтической личности Цветаевой: «страстная душа» — оксюморон, парадоксальное сочетание смысла. Циклы «Стихи к Блоку», Ахматовой, «Стихи о Москве», «Бессонница». Своеобразный «демонический» мотив самоопределения поэтической личности: демоническое начало у Цветаевой сообщается женскому, это идеологически ново («Закинув голову и опустив глаза…»).

Развитие основных мотивов, указанных выше, в лирике после 1917 г. «Тебе — через сто лет…»«Памяти Г. Гейне», «Вячеславу Иванову», «Молодость». Два главных русла поэзии: 1) книжно-театральное, романтическое (любовь, революция, драматизм переживания современности); «Лебединый стан», «Дон»; 2) народное, «русское» начало: ритм, строфика, чувство речи, нравственное чувство.

Пражский период жизни и творчества: философия и психология любви, стихи о творчестве и одиночестве, интеллектуальное переживание культуры. Стилевые особенности.

Поэмы Цветаевой. «Крысолов», «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы» и др. «Новогоднее». Лирика второй половины 20-х годов.

Особенности поэтической практики Цветаевой в 30-е годы. Интеллектуальное переживание мира-культуры на фоне прозы. Раздумья о судьбах России. Овладение миром в слове: свобода проникновения в бытие, способность передать человеческие движения, драматизм существование человека; благоволение к миру и в то же время — неприятие жестокости, грубости, жестокости. Развертывание мысли, циклы. «Ода пешему ходу», «Куст», «Читатели газет» и др. Стихотворение о поэзии и социуме «Стол».

Переезд в СССР. «Господи! Душа сбылась: // Умысел твой самый тайный».

Заключение. Поэтическая практика как основа экзистенциального понимания поэзии, как стратегия, новое филологическое усилие. Понятие интеллектуального переживания (по статье «Пространство смысла, или «воскрешение» автора в европейской литературной традиции // Филологический вестник РГУ. 2005. №1. С. 5 — 11). Понятие эстетически-художественного пространства и модернизм. Тематика, поэтика, идиориторика как «измерения» эстетически-художественного пространства. Литературная позиция человека-творца и антропологический смысл поэзии.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1 Единство «художник — художество — жизнь» как основа поэтической практики Б. Пастернака.

2. Сборник Б. Пастернака «Поверх барьеров»: поиск литературной позиции. Стихотворения «Душа», «Не как люди, не еженедельно…», «Весна», «Стрижи», «Эхо», «Марбург».

3. Единство поэтически одухотворенной вселенной-бытия у Пастернака. Стихотворения «Плачущий сад», «Зеркало», «Девочка», «Душная ночь». Строфическая поэзия Пастернака.

4. «Прогулка к Бытию»: стихотворение «Степь».

5. Поэтическое и культура в книге «Сестра моя — жизнь»: эпиграф и посвящение, стихотворения «Памяти Демона», «Про эти стихи», «Тоска», «Сестра моя — жизнь».

6. Понятие аналитического парафраза стихотворения (по книге: Гаспаров М.Л. О русской поэзии). Аналитический парафраз одного стихотворения.

7. Поэтическая редукция у Пастернака, импрессионизм и экспрессивность поэтического действия.

8. Сборник «Второе рождение» как диалектическое развитие литературной позиции Пастернака. Стихотворение «Волны».

9. Экзистенциальный характер переживания любви. Стихотворения «Не волнуйся, не плачь, не труди…», «Любить иных — тяжелый крест…», «Любимая, — молвы слащавой…», «Красавица моя, вся стать…», «Никого не будет в доме…».

10. Стихотворения Ю. Живаго и проза Б. Пастернака.

11. Поэтическое и экзистенциальные феномены бытия в сборнике «Когда разгуляется».

12. Общая характеристика поэтической практики М.И. Цветаевой.

13. Ранние стихи. Сборник «Юношеские стихотворения» (1919).

14. Страстность поэтической личности как основа литературной позиции Цветаевой.

15. Основные циклы стихотворений, переживание культуры. Стихи к Блоку, Ахматовой, Стихи о Москве.

16. Стихи из циклов «Лебединый стан», «Дон».

18. Поэмы 20 — х годов.

19. Характеристика поэзии Цветаевой в 30 — е годы.

ЛИТЕРАТУРА

I. О литературном процессе в ХХ веке.

1. Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIX — начала XX века. М., 1993.

2. Русская литература рубежа веков (1890 — начало 1920-х гг.) В 2-х книгах. / Отв. Ред. В.А. Келдыш. — М., 2000.

3. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: проблема «жизнетворчества». — Воронеж, 1991.

4. Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. — М., 1992.

5. Связь времен: Проблема преемственности в русской литературе конца XIX — начала XX века. М., 1992.

6. Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых. СПб., 1993.

7. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий. — М., 2002.

8. Заманская В.В. Экзистенциальное сознание в русской литературе первой трети ХХ века. — Магнитогорск, 1999.

9. Карельский А. Модернизм ХХ века и романтическая традиция // Вопросы литературы. 1994. № 2.

10. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. — М., 2001.

11. Лекманов О.М. Книга об акмеизме. — М., 1998.

12. Теория литературы. Том IV. Литературный процесс. — М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.

13. История русской литературы ХХ века (Первая половина): Учебник для вузов: В 2 кн. / Под ред. д-ра филол. наук, проф. Л.П. Егоровой — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.

14. Зотов С.Н. «Художественное пространство — мир Лермонтова». — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. института, 2001.

II. Литература о творчестве Пастернака

15. Альфонсов. В. Поэзия Бориса Пастернака. — Л., 1990.

16. Баевский В.С. Пастернак — лирик. Основы поэтической системы. — Смоленск, 1993.

17. Быков Д. Борис Пастернак. — М., 2005.

18. Гаспаров М. Четыре стихотворения из «Сестры моей — жизни» Б. Пастернака. Сверка понимания // Гаспаров Михаил. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. — СПб., 2001. С. 176 — 192.

19. Лотман Ю.М.Стихотворения раннего Пастернака // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. — СПб., 1996.

20. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография. — М., 1997.

21. Пастернаковские чтения: Вып. 1. — М., 1992; Вып. 2. — М., 1998; Вып. 3. — М., 2002.

22. Синявский А.Д. Поэзия Бориса Пастернака // Синявский А.Д. Литературный процесс в России. — М., 2003. С. 87 — 128.

23. Тынянов Ю.Н. Промежуток // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. С.

24. Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. — СПб., 2003.

25. Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. Очерки. — СПб., 1997.

II. Литература о творчестве Цветаевой.

26. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. — Л., 1089.

27. Мейкин М. Марина Цветаева: Поэтика усвоения / Пер. с англ. М.,1997.

28. Осипова Н.О. Творчество Марины Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. — Киров, 2000.

29. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. — Л., 1989.

30. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество — М., 1997.

31. Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой. Идеология. Поэтика. Идентичность автора в контексте эпохи. — М., 2002.

32. Швейцер В. Марина Цветаева. — М., 2002.

33. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. — М., 1992.

34. Серова М.В. Поэтика лирических циклов в творчестве Марины Цветаевой. — Ижевск, 1997.

35. Петрова Г.Т. Лирический цикл в творчестве М. Цветаевой. Проблемы поэтики // Филологические науки. 1994. №3.

36. Гурвич И. Художественные открытия

37. Гаспаров М. Марина Цветаева. От поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров Михаил. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. — СПб.: Изд-во «Азбука», 2001. С.136 — 149.

38. Гаспаров М. «Поэма воздуха» Марины Цветаевой. Опыт интерпретации // Там же. С.150 — 175.

Комментарии к записи Русская поэзия XX века: традиция и поэтическая практика модернизма. Часть 2. Творчество Б. Пастернака и М. Цветаевой. 4 курс, 8 семестр отключены