Рецензии

Рецензия В.В. Курилова

ДОРОГА В МИР ПО ИМЕНИ ЛЕРМОНТОВ

Зотов С.Н. Художественно пространство – мир Лермонтова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. 322 с.

Современное отечественное литературоведение переживает период методологического обновления и самоопределения. Освобождение от прежних нормативных и упрощенных подходов к литературе и выработка новых путей ее исследования невозможны без поисковых работ, отмеченных стремлением заново осмыслить природу литературного творчества и литературоведческого познания и создать новый  язык описания и интерпретации словесного искусства. Монография о М.Ю. Лермонтове С.Н. Зотова относится именно к таким — редким в нашем литературоведении – работам. Уже в этом заключена его актуальность и научная значимость. Его автор последовательно проводит особый методологический путь анализа-интерпретации литературного творчества, тщательно продуманный выношенный и пережитый, возникший на основе внимательного усвоения и развития ряда идей и принципов современной философии, эстетики, критики и глубокого переживания- постижения художественного мира творчества  М. Ю. Лермонтова как уникального явления русской и мировой духовной культуры.

Книга многослойна по своему содержанию, включает в себя ряд смысловых пластов, отражающих горизонты авторского интереса и полипредметность его обсуждений и осмыслений. Это, конечно, литературоведческое исследование, в котором совмещены теоретический и историко- литературный анализ таких фундаментальных научных проблем, как соотношение творца и творения, поэта и традиции, автора, текста и критика, творчества и литературной позиции и многих других. Но это и новый тип литературоведческого дискурса, развертывающегося на границе философии и литературоведения и являющего собой процесс личностного самоопределения в науке о литературе, попытку найти свое место в литературоведческой практике нашего времени через вбирание в себя форм и принципов современного размышления о мире, человеке, поэзии и втягивания в их сферу творчества  М. Ю. Лермонтова. Это и эстетическое исследование, поскольку в нем автор, используя феноменологический принцип мышления, оставляет за бортом привычные для нашего искусствознания подходы и понятия и заново, как бы на чистом месте, передумывает такие вопросы, как исток и сущность искусства, специфика его содержания и многие другие, а главное – в чем суть творчества как индивидуального эстетического самоосуществления поэтической личности и филологического познания как ее своеобразного духовного «воскрешения». Это, местами, и порывы философской мысли, бьющейся над коренными проблемами культуры, творчества, человеческого бытия. И, наконец, это акт собственной интенции, личностного интеллектуального погружения в художественное творчество вообще и поэтический мир Лермонтова, взятый в его живой жизни в сфере культуры и литературной традиции. Такое сопряжение различных линий движения исследовательской мысли, полифонизм проблематики и содержания полностью вписывает работу С.Н.Зотова в контекст современного литературоведческого исследования, которое в своих лучших образцах все чаще начинает осуществляться именно на границах с привлечением методов и понятий других наук, учитывая, что литературное творчество в силу целостного воплощения в нем человека и мира, требует к себе именно синтезирующего подхода.

С.Н. Зотов строит свою работу, ее методологию и понятийный аппарат на основе соединения ряда идей, принципов и положений отечественной и западной философии, эстетики и поэтики ХIХ- ХХ вв. Отправным пунктом его исканий и открытий выступают сочинения С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Р.Барта, М. Бланшо, Г. Блума, А. Камю, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, Р. Рорти, М. Хайдеггера   и других известных мыслителей. Выдвигаемые в них идеи проверяются и углубляются анализом эстетических интуиций крупнейших поэтов, принадлежащих к разным национальным культурам, — Новалиса, М. Ю. Лермонтова, Р.М. Рильке, Т.С. Элиота, В.В. Набокова, Б.Л. Пастернака, М.И. Цветаевой, И.А. Бродского и др. Все это придает исканиям и выдвигаемым в диссертации гипотезам теоретическую и практическую убедительность и обоснованность.

В книге ставится, обосновывается и практически выполняется новая цель литературоведческого исследования — анализ творчества писателя (и литературы в целом) с точки зрения соотношения творца и творения. Такая задача уже своей формулировкой и направленностью противостоит социологическому, психоаналитическому, структурному и свободно- интерпретационному подходу к литературному творчеству, утверждая первостепенную роль в искусстве авторской личности в ее поэтической ипостаси, а в литературоведческом исследовании – «воскрешения автора».

Постановка и проведение такой исследовательской задачи, которую можно обозначить как разработку нового пути и способа литературоведческого анализа, потребовали и своего теоретического обоснования и создания соответствующего понятийного аппарата  и исходной концепции  литературы (искусства). С.Н. Зотов отказывается от традиционных для нашего искусствознания представлений и понятий и строит по сути дела новую онтологию художественного творчества, которая развертывается в ряде оригинальных понятий. Об отказе от существующих моделей искусства и прежней парадигмы мышления сразу манифестирует замена термина «искусство» термином «художество». Осмысление искусства в рамках новой парадигмы и в аспекте взаимоотношений творца и творения производится с помощью понятий «телесность» и «пространственность» художества, «мир», «интеллектуальное переживание», «судьба поэта», « литературная позиция».

В монографии развивается экзистенциальное понимание  литературы как особой формы человеческого бытия, творчество полагается как жизнь посредством поэзии, бытие человеческой личности в ней. Отсюда и следует внимание к человеческому, духовному в творчестве. Единство творца и творения в произведении, «овнешненность» духовной жизни художника создают «телесность» поэтического творчества, которая определяет его «пространственность». Понятия «телесности» и «пространственности» являются центральными категориями, с помощью которых осмысляется природа и форма существования искусства. И литература в целом, и творчество писателя, и произведение рассматриваются как художественное пространство, т.е. как особая реальность — эстетическая, выступающая органической частью человеческого бытия, воплощением художественного видения, переживания и воображения. Создаваемое художником новое культурное пространство становится, по мысли С.Н.Зотова, особым миром в мире человеческого существования, который можно обозначить именем творца. Отсюда вытекает вывод, что любая реализовавшая себя в творении поэтическая личность живет в мире культуры, требуя понимания, отклика, участвуя в созидании культуры, в развитии духовности. Это, во многом идущее от работ М.М. Бахтина положение, заставляет по-новому видеть проблему функций и функционирования искусства.

Третьим понятием, объясняющим суть искусства, в монографии выдвигается понятие интеллектуального переживания. В нем видится исток художественного творчества, субъективный источник его содержания. Представляется, что это понятие вполне достойно включения в круг основных категорий теории искусства.

Наряду с объясняющими понятиями, в книге при обращении к литературному материалу используются и собственно аналитические. К ним можно отнести понятия «тематики», «поэтики», «идиориторики», которые, в свою очередь, синтезируются в категорию литературной позиции. В целом, в монографии выстраивается ряд понятий, обеспечивающих проведение анализа творчества писателя с точки зрения соотношения (единства) творца и творения. Следует отметить, что перед нами индивидуальная, оригинальная, тщательно продуманная, теоретически и операционно обеспеченная исследовательская позиция, имеющая полное право на свое место в современной литературоведческой практике.

Эта выношенная и обдуманная теоретическая и методологическая позиция обращается на исследование творчества М. Ю. Лермонтова. Конечная цель такого анализа в соответствии с предлагаемой концепцией творчества видится в «воскрешении» автора как поэтической, творящей и духовной личности, раскрытии особенностей и содержания его воплотившегося в творчестве интеллектуального переживания мира, в многообразии и богатстве составляющих этого мира.

В центре историко-литературной части монографии — анализ поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», которая впервые подвергается столь широкому и глубокому исследованию, основанному на современных стратегиях литературоведческого познания и на принципах культурологической интерпретации. Именно в этом разделе книги проверяются и осуществляются исследовательские интенции, выдвигаемые С.Н.Зотовым. В нем прежде всего рассматривается пространство «Демона» как художественное целое, которое представлено в поэме. Оно анализируется: 1) с точки зрения его «вертикального» строения; 2) в аспекте соотношения автора и повествователя; 3) в плане сюжетной организации поэмы, 4) с точки зрения ее поэтики и идиориторики. Тщательному анализу подвергаются также образы Демона и Тамары.

Лермонтовская поэма характеризуется как личностное свершение поэта, занимающее особое место в европейской литературе начала ХIХ века. Художественный мир поэмы определяется как единство библейско — мифологического и нравственно- психологического начал, а образ Демона как синтез архаического, библейского и романтического. Такие сложные сочетания в художественных образах далеких культурных и социальных планов С.Н.Зотов называет принципом отождествления, обратной стороной которого выступает поэтическое расподобление. Представляется, что эти поэтологические категории не являются особенностью лишь лермонтовского стиля, а имеют более широкое распространение. В частности, по ним строятся, например, образы героев и сюжеты в постмодернистской литературе. Не меньшей значимостью обладает и другой выделенный С. Н. Зотовым закон поэтики поэмы «Демон»- библейский принцип «длящегося мгновения».

В дальнейшем в работе прослеживается воплощение основных качеств поэтической личности М. Ю. Лермонтова в драме «Маскарад», романе «Герой нашего времени» и в его зрелой лирике. Их постановку в центр исследования С.Н.Зотов объясняет таким свойством лермонтовского творчества как его «вершинность» – полное воплощение поэтического голоса Лермонтова в главных произведениях, которое образуют целостный художественный мир. Совместное рассмотрение «Демона», «Маскарада» и «Героя нашего времени» позволило показать их тематическое, смысловое и структурное единство, близость их проблематики, героев, поэтики. Итогом сопоставительного и объединяющего анализа трех указанных выше произведений становится вывод о единстве эпического и драматического художественного пространства, создаваемого Лермонтовым. Серьезного внимания заслуживает вводимое здесь понятие литературной позиции как обозначение миропонимания, складывающегося в творчестве и созидающего мир писателя.

В монографии предлагается индивидуальная исследовательская позиция, особый круг соответствующих ей понятий, выношенных автором в результате, очевидно, долгих размышлений над литературой, философскими и литературоведческими текстами, эстетическими раздумьями писателей и поэтов. Думается, что специфика предмета литературоведения, основными составляющими которого выступают индивидуальное творчество и уникальные произведения, постигаемые в диалогическом понимании, обуславливают оправданность и возможность «личностной» методологии освоения литературного творчества.

В.В. Курилов