Творчество М.Ю. Лермонтова. Спецсеминар
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по специальному семинару «Творчество М.Ю. Лермонтова» по специальности 032900 Русский язык и литература Факультет русского языка и литературы |
Таганрог 2007 |
Пояснительная записка
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель семинара — изучение творчества М.Ю. Лермонтова на основе аналитического рассмотрения литературных произведений, самостоятельной исследовательской работы студентов под руководством преподавателя, обнаружение актуального смысла произведений Лермонтова и их значения в русской и европейской литературной традиции.
Задачи семинара:
— дать студентам знание о целесообразных литературоведческих методах аналитического рассмотрения конкретных произведений, соответствующих данной проблеме;
— углубить знания о многообразии и целостности творчества Лермонтова, приобретенные на теоретических занятиях спецкурса, посредством самостоятельного изучения исследовательской литературы и индивидуального творческого усилия;
— развивать аналитические способности студентов, способность к полемическому восприятию литературоведческого материала в аудитории; совершенствовать навыки творческого мышления и грамотной речи.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен
— знать основные проблемы творчества М.Ю. Лермонтова в связи с актуальными вопросами изучения русской литературной традиции, понимать смысл вершинных произведений поэта и значение творчества Лермонтова;
— уметь интерпретировать основные лирические, драматические и прозаические произведения М.Ю. Лермонтова, устанавливать связи этих произведений с широким кругом фактов русской и зарубежной литературы;
— иметь представление об основных способах аналитического рассмотрения литературно-художественных произведений.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Объем работ, час | |
Всего часов | Семестры | |
Общая трудоемкость | 64 | 10 |
Аудиторные занятия | 40 | 10 |
Самостоятельная работа | 24 | 10 |
Вид отчетности | зачет | 10 |
4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Участники семинара самостоятельно готовят доклад на одну из тем, в соответствии с проблематикой соответствующего спецкурса.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ НА СПЕЦСЕМИНАРЕ
«ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА»
№ п/п | Тема доклада | Исполнитель |
1. | «Земля» и «небо» в ранней лирике М.Ю. Лермонтова: библейские мотивы |
|
2. | Основные мотивы ранней лирики Лермонтова (по статьям С. Шевырёва и Бурачка). |
|
3. |
Национально-историческая и романтическая проблематика поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
|
|
4. |
Проблема романтического героя в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
|
|
5. |
Единство библейско-мифологического и литературно-романтического в образе заглавного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».
|
|
| Образ Тамары в «Демоне»: мифологический и романтический смыслы. |
|
7. |
Игровое пространство в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
|
|
8. | Игра и любовь как формы самоопределения героя в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». |
|
9. |
Игровое поведение персонажей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
|
|
10. | Философская проблематика главы «Фаталист» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». |
|
11. | Романтический моногерой в творчестве М.Ю. Лермонтова (Демон. Арбенин. Печорин.). |
|
12. | Мотив тайны в эпических и драматических произведениях Лермонтова («Маскарад», «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»). |
|
13. | Женские образы в произведениях М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Маскарад». |
|
14. | Женские образы в «Герое нашего времени». |
|
15. | Тема карточной игры в произведениях М.Ю. Лермонтова («Тамбовская казначейша», «Маскарад», «Герой нашего времени», <Штос>). |
|
16. | Тема рокового поединка в произведениях М.Ю. Лермонтова («Песня про купца Калашникова…», «Маскарад», «Мцыри», «Герой нашего времени» и др.). |
|
17. | Мотив танца в произведениях М. Ю. Лермонтова («Маскарад», «Демон», «Герой нашего времени»). |
|
18. | Семантика одежды в романе «Герой нашего времени». |
|
19. | Семантика звука в произведениях Лермонтова. |
|
20. |
Особенности зрелой лирики М.Ю. Лермонтова (1839-41 гг.).
|
|
21. | Мотив любви-смерти в произведениях Лермонтова. |
|
22. | Мотив сна-жизни-смерти в лирике Лермонтова |
|
23 | Мотив одиночества в лирике Лермонтова. |
|
24. | Значение мотива убийства жены из ревности в трагедии В. Шекспира «Отелло», драме П. Кальдерона «Врач своей чести» и драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». |
|
25. | Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и «Кавказский чёрт» Саши Черного. |
|
26. | Система персонажей в «Княжне Мери» и романе Ф.М. Достоевского «Игрок». |
|
27. | Персонажи — игроки в произведениях Лермонтова (Арбенин, Вулич, Печорин). |
|
28. | Тема рока в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова. |
|
29. | Тема карточной игры в «Пиковой даме» А.С. Пушкина и «Маскараде» М.Ю. Лермонтова. |
|
30 |
Значение дуэли в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени».
|
|
Примечание: перечень тем может быть расширен в зависимости от конкретных обстоятельств и интересов участников семинара.
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лермонтов. М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. — Л.: Наука, 1979-1981.
2. Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981.
3. Михаил Лермонтов: pro et contra. — СПб., 2002.
4. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. Т.43-44. — М.: Изд-во АН СССР, 1941.
5. Боденштедт Ф. Картины природы в произведениях Лермонтова // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных материалов. Составитель В. Покровский. — М., 1916.
6. Венок Лермонтову. Сб. статей. — М.- Пг., 1914.
7. Виноградов И.. Философский роман Лермонтова // Виноградов И. «По живому следу…» — М.: Сов. писатель, 1987 .
8. Герштейн, Эмма. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова — М.: Чepo, 1997.
9. Гиреев Д.А.. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Творческая история и текстологический анализ. — Орджоникидзе: Сев.-Осетинское кн.изд-во, 1958.
10. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. — М.: Прогренсс-Традиция, 2002.
11. Зотов С.Н.. Система персонажей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» /Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. филологических наук. — М., 1989.
12. Зотов С.Н. Художественное пространство — мир Лермонтова — Таганрог, 2001.
13. Зотов С.Н. К пониманию лермонтовского текста в европейской литературной традиции // Русский язык и межкультурная коммуникация, 1/2003. — Пятигорск, 2003. С. 108 — 122
14. Зотов С.Н. О самоопределении поэтической личности в зрелой лирике Лермонтова // Художественно — эстетическое пространство литературной традиции. Сборник научных статей — Таганрог, 2007
15. Карушева М.Ю. К идее рока в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» // Русская литература. 1989 №3.
16. Келли Л. Лермонтов: трагедия на Кавказе. М., 2006.
17. Коровин В.И.. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М.: Просвещение, 1973.
18. Коровин В.И. Герой и миф (По драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад») // Анализ драматического произведения. Межвузовский сборник. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
19. Коровин В.И. Лермонтов в жизни и творчестве — М., 2002.
20. Литературное наследство. Т. 43-44. — М., 1941
21. Логиновская, Елена. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». — М.: Худож. литература, 1977.
22. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. — М.: Современник, 1985.
23. Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. — М.: Детск. литература, 1989.
24. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М.: Просвещение, 1988
25. Максимов Д.E.. Поэзия Лермонтова. — М.-Л.: Наука, 1964.
26. Манн Ю.В.. Поэтика русского романтизма. — М.: Наука, 1976.
27. Манн, Юрий. Диалектика художественного образа. — М.: Сов. писатель,1987.
28. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени. Комментарий. — М.: Просвещение, 1966.
29. Милевская Н.И.. Мотив «сна» — «смерти» в раннем творчестве М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.
30. М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвузовские сб-ки научных трудов. Вып. 2,3,4. — Ставрополь, 1994, 1996, 1997.
31. Пульхритудова Е. «Демон» как философская поэма // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964.
32. Роднянская И.Б.. Герой лирики Лермонтова и литературная позиция поэта // Изв.ОЛЯ, т.39, №2. — М., 1980.
33. Роднянская, Ирина. Демон ускользающий // Ирина Роднянская. Художник в поисках истины. — М.: Современник, 1989.
34. Саводник В.Ф.. Кавказ в поэзии Лермонтова // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сб. ист.-лит. ст. Сост.В. Покровский. — М., 1916.
35. Сакулин П.Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова // Венок М.Ю.Лермонтову. — М.- Пг., 1914.
36. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1973.
37. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». — М.: Просвещение, 1989.
38. Усок И.Е.. Новое прочтение Лермонтова в критике «серебряного века» // Тарханский вестник. 1995. №4.
39. Федоров А.. Творчество Лермонтова и западные литературы // Литературное наследство. Т.43-44. М.Ю. Лермонтов. I. — М.: Изд-во АН СССР, 1941.
40. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М.: Наука, 1975.
41. Эйхенбаум Б.М.. Примечания. «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Сочинения: в 6-ти тт. Т.6. — М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1957.
42. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
43. Эйхенбаум Б.. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки // Б. Эйхенбаум. О литературе. — М.: Сов. писатель, 1987.
44. Эткинд Е.. Там, внутри. О русской поэзии XX века. Очерки. — СПб.: «Максима», 1997.
45. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХVII-ХIХ вв. — М.: «Языки русской культуры», 1998.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Освоение программы спецкурса Творчество М.Ю. Лермонтова обеспечивается наличием достаточного количества основной и дополнительной литературы в библиотеке. Получение сведений о новейшей литературе возможно благодаря сети Интернет на кафедре литературы. В учебном процессе широко используется электронные каталоги и ресурсы как на базе читального зала библиотеки, так и в компьютерном классе факультета.
7. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Зачет по специальному семинару получают все студенты, выступившие с докладом на выбранную тему, а также выступившие в качестве содокладчика по одному из докладов и принимавшие активное участие в обсуждении выступлений на занятиях. При этом студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.
Спецсеминар является учебной дисциплиной значительной сложности и предполагает активное освоение студентом теоретического материала. Материалом спецсеминара являются лекции по спецкурсу, темы которых так или иначе отражены в содержании докладов студентов. Преподаватель опирается на оригинальную методику работы с материалом и свои методы работы в аудитории.
Одно занятие семинара проводится в библиотеке, где для студентов организуется показ исследовательской литературы о творчестве Лермонтова. Участники семинара, уже выбравшие к этому времени темы докладов, могут тут же подобрать соответствующую теме литературу, познакомиться с другими книгами. Преподаватель обращает их внимание на значимые книги и статьи, дает краткую характеристику основных работ о творчестве Лермонтова.
В аудитории даются общие установки для успешной подготовки доклада, объясняется порядок обязательных и свободных выступлений в ходе семинара. Кроме чтения собственного доклада, каждый студент должен выступить в качестве оппонента-содокладчика по одному из докладов своих товарищей и участвовать в свободной дискуссии по другим темам. Указанные формы активности позволят студенту получить зачет по предмету. Преподаватель консультирует каждого студента в процессе подготовки докладов, рекомендует использовать определенные источники, оставляя возможность окончательного осознанного выбора за докладчиком. Оппонент-содокладчик призван сообщить выступлению конструктивную диалогичность, он должен остановиться на тех вопросах проблемы, которые не вполне раскрыты в докладе, обратить внимание слушателей на иную возможность решения познавательной проблемы. Для этого он должен заблаговременно ознакомиться с основными мотивами выступления выбранного для оппонирования доклада. Наконец, выступление в свободной дискуссии предполагает обмен мнениями по теме доклада и его качеству, включая достоинства и недостатки выступления. Успех семинара в этом отношении зависит от студенческой активности, готовности к критическому и доброжелательному отзыву, основная цель которого — установление более точного смысла произведения.
Преподаватель должен ввести студентов в логику освоения литературного творчества Лермонтова, научить их убедительно полемизировать с известными источниками, доступно излагать свое понимание литературоведческих проблем. Чтобы решить основные задачи семинара, необходим конструктивный диалог преподавателя, докладчика и аудитории, следует вовлекать аудиторию в активный поиск с помощью эвристического метода. Тогда итогом образовательной деятельности на семинаре будет возникновение творчески продуктивного индивидуума, знающего предмет и способного восполнить своё знание в самостоятельной исследовательской деятельности.
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО
специальности 032900 Русский язык и литература
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры литературы ТГПИ «_____»________________2007 г.
Рабочую программу составил
Профессор, д-р филол. наук ______________ Зотов С.Н.
Заведующий кафедрой литературы
«_____»________________2007 г. ______________ Зотов С.Н.
Декан факультета русского языка и литературы
«_____»________________2007 г.- ______________ Кочергина О.А.