Творчество М.Ю. Лермонтова. Спецкурс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по спецкурсу «Творчество М.Ю. Лермонтова» по специальности 032900 Русский язык и литература Факультет русского языка и литературы |
Таганрог 2007 |
Пояснительная записка
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса — на основе аналитического рассмотрения литературных произведений дать понятие о творчестве М.Ю. Лермонтова как художественном целом, показать его актуальный смысл и значение в русской и европейской литературной традиции.
Задачи курса:
— дать представление об основных современных проблемах изучения творчества М.Ю. Лермонтова;
— дать новую интерпретацию вершинных произведений и творчества Лермонтова в целом;
— показать значение творчества Лермонтова в художественно-эстетическом пространстве европейской литературной традиции.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен
— знать основные проблемы творчества М.Ю. Лермонтова в связи с актуальными вопросами изучения русской литературной традиции, понимать смысл вершинных произведений поэта и значение творчества Лермонтова;
— уметь интерпретировать основные лирические, драматические и прозаические произведения М.Ю. Лермонтова, устанавливать связи этих произведений с широким кругом фактов русской и зарубежной литературы;
— иметь представление о способах аналитического рассмотрения литературно-художественных произведений.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Объем работ, час | |
Всего часов | Семестры | |
Общая трудоемкость | 48 | 8 |
Аудиторные занятия | 24 | 8 |
Самостоятельная работа | 24 | 8 |
Вид отчетности | зачет | 8 |
4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Разделы дисциплины | Всего часов | Количество часов | ||
Лекции |
| Лабор. занятия | |||
1. | Введение | 2 | 2 |
|
|
2. | Интеллектуальное переживание Библии в ранней лирике М.Ю. Лермонтова и поэме «Демон» | 2 | 2 |
|
|
3. | Пространство «Демона» | 6 | 6 |
|
|
4. | Художественное пространство эпической поэзии Лермонтова | 1 | 1 |
|
|
5. | Игра и любовь как формы самоопределения героя в драме «Маскарад» | 3 | 2 |
|
|
6. | Развитие личности Печорина и философское качество художественного мышления Лермонтова в романе «Герой нашего времени» | 4 | 5 |
|
|
7. | Пространство лирики Лермонтова. | 4 | 5 |
|
|
8. | Постромантизм Лермонтова (к постановке проблемы) | 2 | 2 |
|
|
Всего | 24 | 24 |
|
|
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
4.2.1. Лекционный курс
Семестр | Порядковый номер | Раздел, тема учебного курса, содержание лекции | Кол. часов |
8 |
1 |
Тема 1. Введение. 1.1. Понятие художественно-эстетического пространства, литературной традиции и проблема аналитического рассмотрения литературно-художественного произведения. 1.2. Основные вопросы изучения творчества Лермонтова: романтическая риторика и постромантизм. 1.3. Понятие «вершинного» творчества Лермонтова и особенности его изучения. |
2 |
8 |
2 |
Тема 2. Интеллектуальное переживание Библии в ранней лирике Лермонтова и поэме «Демон». 2.1. Ранняя лирика Лермонтова и звездно-небесная символика Псалтири. Аналитическое рассмотрение стихотворений «Земля и небо» (1830-31), «Небо и звезды» (1831), «Н.Ф. И…..вой» (1830), «Мой дом» (1830). 2.2. Основные мотивы поэмы «Демон», связанные с Библией. |
2 |
8 |
3 |
Тема 3. Пространство «Демона». 3.1. «Демон» Лермонтова и проблема Библейского «злого духа»: идентичность Демона и сатаны. 3.2. О поэтике «длящегося мгновения» в Библии и поэме «Демон». 3.3. Основные черты тематики и поэтики поэмы «Демон». |
2 |
8 |
4 |
3.4. Вступление как своеобразная увертюра поэмы (ч. I; 1-4). Танец и звук. Обращение Демона («вочеловечение») и мифологизация образа Тамары. Эллиптическое пространство поэмы. 3.5. Принцип «отождествления» в художественном пространстве «Демона». Парамифологическая ситуация поэмы. |
2 |
8 |
5 |
3.6. Литературно-романтический аспект образов Демона и Тамары . Пространство соблазна. 3.7. «Демон» в пространстве европейской романтической традиции. Проблема байронизма Лермонтова. |
2 |
8 |
6 |
Тема 4. Художественное пространство эпической поэзии Лермонтова. Интерпретация смысла основных поэм. 4.1. «Песня про царя Ивана Васильевича…» как романтическая поэма: особенности историзма и фольклоризма 4.2. «Мцыри» и «Беглец»: художественные особенности «кавказских» поэм Лермонтова зрелого периода творчества. |
2 |
8 |
7 |
Тема 5. Особенности драматургии Лермонтова. Игра и любовь как формы самоопределения героя в драме «Маскарад». |
2 |
8 |
8 |
Тема 6. Проза Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». 6.1. Особенности сюжетно-тематического единства в романе. Развитие личности Печорина и философское качество художественного мышления Лермонтова. «Герой нашего времени» как философский роман. |
2 |
8 |
9 |
6.2. «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. Особенности системы персонажей. Нравственно-социальная проблематика романа. |
2 |
8 |
10 |
Тема 7. Пространство лирики Лермонтова. 7.1. О «лирическом герое» в творчестве Лермонтова. Понятие поэтической личности. 7.2. Проблема зрелой лирики Лермонтова. Жанрово-стилистическая классификация лирики 1839 — 41 гг. |
2 |
8 |
11 |
7.3. Аналитическое рассмотрение основных стихотворений выделенных жанрово-стилистических групп. 7.4. Основные черты поэтической личности Лермонтова. «Воскрешение» автора. |
2 |
8 |
12 |
Тема 8. Проблема постромантизма Лермонтова. Творчество Лермонтова и поэзия русского модернизма. |
2 |
Всего | 24 |
4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов:
Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения | Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения | Сроки выполнения | Кол. часов |
1. Произведения ранней и зрелой лирики Лермонтова |
Необходимо прочитать стихотворения, дать их интерпретацию на основе полученных историко-литературных знаний. |
2 семестр |
6 |
2. Поэма «Демон» | Изучить текст поэмы и его интерпретации в учебной литературе. | 2 семестр | 6 |
3. Поэмы «Песня по царя Ивана Васильевича…», «Мцыри», «Беглец» | Прочитать поэмы, уметь дать комментарий | 2 семестр | 2 |
4. Драматургия Лермонтова. Драма «Маскарад» | Иметь представление о характере драматургии Лермонтова. Вершинная драма «Маскарад»: необычайность героя и особенности сюжета. | 2 семестр | 4 |
5. Проза Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». | Чтение и подробный анализ романа, характеристика основных персонажей, образ Печорина. | 2 семестр | 6 |
ВСЕГО | 24 часа |
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лермонтов. М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. — Л.: Наука, 1979-1981.
2. Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981.
3. Михаил Лермонтов: pro et contra. — СПб., 2002.
4. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. Т.43-44. — М.: Изд-во АН СССР, 1941.
5. Боденштедт Ф. Картины природы в произведениях Лермонтова // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных материалов. Составитель В. Покровский. — М., 1916.
6. Венок Лермонтову. Сб. статей. — М.- Пг., 1914.
7. Виноградов И.. Философский роман Лермонтова // Виноградов И. «По живому следу…» — М.: Сов. писатель, 1987 .
8. Герштейн, Эмма. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова — М.: Чepo, 1997.
9. Гиреев Д.А.. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Творческая история и текстологический анализ. — Орджоникидзе: Сев.-Осетинское кн.изд-во, 1958.
10. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. — М.: Прогренсс-Традиция, 2002.
11. Зотов С.Н.. Система персонажей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» /Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. филологических наук. — М., 1989.
12. Зотов С.Н. Художественное пространство — мир Лермонтова — Таганрог, 2001.
13. Зотов С.Н. К пониманию лермонтовского текста в европейской литературной традиции // Русский язык и межкультурная коммуникация, 1/2003. — Пятигорск, 2003. С. 108 — 122
14. Зотов С.Н. О самоопределении поэтической личности в зрелой лирике Лермонтова // Художественно — эстетическое пространство литературной традиции. Сборник научных статей — Таганрог, 2007
15. Карушева М.Ю. К идее рока в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» // Русская литература. 1989 №3.
16. Келли Л. Лермонтов: трагедия на Кавказе. М., 2006.
17. Коровин В.И.. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М.: Просвещение, 1973.
18. Коровин В.И. Герой и миф (По драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад») // Анализ драматического произведения. Межвузовский сборник. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
19. Коровин В.И. Лермонтов в жизни и творчестве — М., 2002.
20. Литературное наследство. Т. 43-44. — М., 1941
21. Логиновская, Елена. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». — М.: Худож. литература, 1977.
22. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. — М.: Современник, 1985.
23. Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. — М.: Детск. литература, 1989.
24. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М.: Просвещение, 1988
25. Максимов Д.E.. Поэзия Лермонтова. — М.-Л.: Наука, 1964.
26. Манн Ю.В.. Поэтика русского романтизма. — М.: Наука, 1976.
27. Манн, Юрий. Диалектика художественного образа. — М.: Сов. писатель,1987.
28. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени. Комментарий. — М.: Просвещение, 1966.
29. Милевская Н.И.. Мотив «сна» — «смерти» в раннем творчестве М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.
30. М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвузовские сб-ки научных трудов. Вып. 2,3,4. — Ставрополь, 1994, 1996, 1997.
31. Пульхритудова Е. «Демон» как философская поэма // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964.
32. Роднянская И.Б.. Герой лирики Лермонтова и литературная позиция поэта // Изв.ОЛЯ, т.39, №2. — М., 1980.
33. Роднянская, Ирина. Демон ускользающий // Ирина Роднянская. Художник в поисках истины. — М.: Современник, 1989.
34. Саводник В.Ф.. Кавказ в поэзии Лермонтова // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сб. ист.-лит. ст. Сост.В. Покровский. — М., 1916.
35. Сакулин П.Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова // Венок М.Ю.Лермонтову. — М.- Пг., 1914.
36. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1973.
37. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». — М.: Просвещение, 1989.
38. Усок И.Е.. Новое прочтение Лермонтова в критике «серебряного века» // Тарханский вестник. 1995. №4.
39. Федоров А.. Творчество Лермонтова и западные литературы // Литературное наследство. Т.43-44. М.Ю. Лермонтов. I. — М.: Изд-во АН СССР, 1941.
40. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М.: Наука, 1975.
41. Эйхенбаум Б.М.. Примечания. «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Сочинения: в 6-ти тт. Т.6. — М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1957.
42. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
43. Эйхенбаум Б.. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки // Б. Эйхенбаум. О литературе. — М.: Сов. писатель, 1987.
44. Эткинд Е.. Там, внутри. О русской поэзии XX века. Очерки. — СПб.: «Максима», 1997.
45. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХVII-ХIХ вв. — М.: «Языки русской культуры», 1998.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Освоение программы спецкурса Творчество М.Ю. Лермонтова обеспечивается наличием достаточного количества основной и дополнительной литературы в библиотеке. Получение сведений о новейшей литературе возможно благодаря сети Интернет на кафедре литературы. В учебном процессе широко используется электронные каталоги и ресурсы как на базе читального зала библиотеки, так и в компьютерном классе факультета, который используется также для обучающего и контрольного тестирования студентов, созданы предпосылки для введения рейтинговых ступеней проверки знаний, их корректировки в соответствии с особенностями усвоения материала данным контингентом обучаемых.
7. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Перечень вопросов к зачету
1. Общая характеристика творчества М.Ю. Лермонтова и задачи его изучения. Понятие «вершинного» творчества Лермонтова и особенности его изучения.
2. Дать общую характеристику ранней лирики М.Ю. Лермонтова. Проанализировать звездно-небесную символику Псалтири в ранней лирике Лермонтова (аналитическое рассмотрение стихотворений «Земля и небо» (1830-31), «Небо и звезды» (1831), «Н.Ф. И…..вой» (1830), «Мой дом» (1830).
3. Пространство «Демона». «Демон» Лермонтова и проблема Библейского «злого духа».
4. О поэтике «длящегося мгновения» в Библии и поэме «Демон».
5. Охарактеризовать основные черты тематики и поэтики поэмы «Демон».
6. Принцип «отождествления» в художественном пространстве «Демона». Парамифологическая ситуация поэмы.
7. Литературно-романтический аспект образов Демона и Тамары . Пространство соблазна.
8. «Демон» в пространстве европейской романтической традиции. Проблема байронизма Лермонтова.
9. Особенности историзма и фольклоризма «Песни про царя Ивана Васильевича…» как романтической поэмы.
10.Охарактеризовать художественные особенности «кавказских» поэм Лермонтова зрелого периода творчества. «Мцыри» и «Беглец».
11. Особенности драматургии Лермонтова. Игра и любовь как формы самоопределения героя в драме «Маскарад».
12. Развитие личности Печорина и философское качество художественного мышления Лермонтова. «Герой нашего времени» как философский роман.
13. «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. Особенности системы персонажей. Нравственно-социальная проблематика романа.
14. Развитие личности Печорина и философское качество художественного мышления Лермонтова. «Герой нашего времени» как философский роман.
15. Пространство лирики Лермонтова.
16.. О «лирическом герое» в творчестве Лермонтова. Понятие поэтической личности.
17. Проблема зрелой лирики Лермонтова. Жанрово-стилистическая классификация лирики 1839 — 41 гг.
18. Аналитическое рассмотрение основных стихотворений выделенных жанрово-стилистических групп.
19. Проблема постромантизма Лермонтова. Творчество Лермонтова и поэзия русского модернизма.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.
Спецкурс является учебной дисциплиной значительной сложности и предполагает активное освоение студентом теоретического материала. Материал спецкурса является результатом индивидуальных научных исследований автора, опирается на оригинальную методику работы с материалом и методы работы в аудитории. Преподаватель должен ввести студентов в логику освоения литературного творчества, убедительно полемизировать с известными источниками, доступно излагать новые результаты научных исследований. Монологическое изложение теоретического материала должно сочетаться с конструктивным диалогом преподавателя и аудитории. Необходимо излагать материал проблемно, чтобы студенты могли понять логику доказательств и метод получения знания. Одновременно следует вовлекать аудиторию в активный поиск с помощью эвристического метода. Важно, чтобы слушатель спецкурса усвоил в результате двуединое качество работы преподавателя, которое состоит в диалектической взаимосвязи темы спецкурса и способа научного действия исследователя. Тогда итогом образовательной деятельности будет возникновение творчески продуктивного индивидуума, знающего предмет и способного восполнить своё знание в самостоятельной исследовательской деятельности.
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО
специальности 032900 Русский язык и литература
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры литературы ТГПИ «_____»________________2007 г.
Рабочую программу составил
Профессор, д-р филол. наук ______________ Зотов С.Н.
Заведующий кафедрой литературы
«_____»________________2007 г. ______________ Зотов С.Н.
Декан факультета русского языка и литературы
«_____»________________2007 г.- ______________ Кочергина О.А.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ СПЕЦКУРСА «ТВОРЧЕСТВО М.Ю ЛЕРМОНТОВА»
Содержание учебных занятий по спецкурсу определяется Рабочей учебной программой, разработанной профессором или доцентом на основе государственного стандарта и действующего учебного плана и утвержденной руководством факультета. В зависимости от конкретных условий учебного процесса преподаватель может вносить коррективы в формы работы по освоению материала, активизировать аудиторную или самостоятельную работу студента, что требует внесения частных изменений в учебную программу, одобренных и утвержденных на заседании кафедры. Все усилия преподавателя направлены на успешную реализацию учебной программы.
Учебная литература по предмету, указанная в рабочей учебной программе, может использоваться в разной степени применительно к конкретным учебным задачам, которые конкретизирует ведущий преподаватель. Предмет спецкурса и формы его подачи представляют собой в основном результат индивидуального научного исследования преподавателя, поэтому главным источником для освоения программы следует признать лекции, которые передают теоретические, историко-литературные знания и культурный опыт конкретного исследователя-филолога, а также дают представление о современном состоянии литературоведческой науки в конкретной области знания. Учебники и пособия могут комбинироваться для достижения образовательных целей, использоваться фрагментарно или в качестве справочных источников. Лектор отсылает студентов к дополнительным источникам, использование которых самостоятельно доступно лишь немногим наиболее подготовленным студентам. Но поощрение этих студентов очень важно для создания познавательной атмосферы в группе.
Спецкурс является одной из важнейших литературоведческих дисциплин и предполагает активное освоение студентом теоретического материала. Лекционный материал углубляется в процессе аналитического чтения студентами художественных произведений, обсуждение которых в аудитории способствует развитию познавательных способностей студентов с области искусства слова.
Лекционная работа преподавателя спецкурса основана преимущественно на монологическом методе изложения теоретического материала. Это не исключает элементов проблемного подхода, при котором студенты приглашаются к активности, даже к ограниченному диалогу с преподавателем по рассматриваемой проблеме в начале или в конце лекции. Однако монолог лектора играет здесь главную роль, так как рассматриваемые в курсе лекций вопросы представляют значительную сложность, как правило, являются результатом собственных научных исследований преподавателя.
Самостоятельная работа студентов предполагает освоение указанных тем по соответствующим источникам с возможностью последующей самопроверки на консультации преподавателя.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦКУРСУ «ТВОРЧЕСТВО М.Ю ЛЕРМОНТОВА»
Освоение спецкурса «Творчество М.Ю. Лермонтова» требует от студента активизации всех его гуманитарных знаний, жизненного опыта и развитых в учебном процессе познавательных возможностей. Он должен проявить способности к напряженной мыслительной деятельности, умения и навыки практической работы по освоению текстов и выполнению самостоятельной работы.
Аудиторная работа ведется главным образом под руководством преподавателя, который может вносить в неё коррективы в соответствии со своими задачами. Следует помнить, что лекционные занятия являются формой активного освоения предмета. Метод активного восприятия учебного материала в ходе лекции означает использование студентом навыка осознанного письма, предполагающего простое понимание вопроса в процессе конспектирования на основе контекстуального и ассоциативного мышления. Активное восприятие знания характеризуется диалогичностью, предполагает возникновение вопросов к преподавателю, которые могут быть заданы в конце лекции в отведённое для этого время, причём либо с привлечением внимания всей аудитории, либо в частном порядке. Это способствует созданию текущей базы для усвоения знаний и приветствуется лектором, исключение составляют вопросы с места, нарушающие ход занятия, хотя в отдельных случаях это может способствовать созданию эвристической познавательной ситуации, которую вызывает сам лектор. Дальнейшая работа над лекционным материалом осуществляется при подготовке к зачету. Студент должен быть готов по требованию преподавателя продемонстрировать знания на вызывных консультациях, но так же имеет право прояснить трудные вопросы в отведённые для этого часы. Полученные в результате освоения спецкурса знания студенту предстоит продемонстрировать на выступлении с докладом в рамках спецсеминара (10 семестр).
5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦКУРСУ «ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА»
АУДИТОРНАЯ РАБОТА.
а) Освоение лекционного курса предполагает выполнение заданий по следующим темам:
Тема 1. Введение.
1.1. Понятие художественно-эстетического пространства, литературной традиции и проблема аналитического рассмотрения литературно-художественного произведения.
1.2. Основные вопросы изучения творчества Лермонтова: романтическая риторика и постромантизм.
1.3. Понятие «вершинного» творчества Лермонтова и особенности его изучения.
Тема 2. Интеллектуальное переживание Библии в ранней лирике Лермонтова и поэме «Демон».
2.1. Ранняя лирика Лермонтова и звездно-небесная символика Псалтири. Аналитическое рассмотрение стихотворений «Земля и небо» (1830-31), «Небо и звезды» (1831), «Н.Ф. И…..вой» (1830), «Мой дом» (1830).
2.2. Основные мотивы поэмы «Демон», связанные с Библией.
Тема 3. Пространство «Демона».
3.1. «Демон» Лермонтова и проблема Библейского «злого духа»: идентичность Демона и сатаны.
3.2. О поэтике «длящегося мгновения» в Библии и поэме «Демон».
3.3. Основные черты тематики и поэтики поэмы «Демон».
3.4. Вступление как своеобразная увертюра поэмы (ч. I; 1-4). Танец и звук. Обращение Демона («вочеловечение») и мифологизация образа Тамары. Эллиптическое пространство поэмы.
3.5. Принцип «отождествления» в художественном пространстве «Демона». Парамифологическая ситуация поэмы.
3.6. Литературно-романтический аспект образов Демона и Тамары . Пространство соблазна.
3.7. «Демон» в пространстве европейской романтической традиции. Проблема байронизма Лермонтова.
Тема 4. Художественное пространство эпической поэзии Лермонтова. Интерпретация смысла основных поэм.
4.1. «Песня про царя Ивана Васильевича…» как романтическая поэма: особенности историзма и фольклоризма
4.2. «Мцыри» и «Беглец»: художественные особенности «кавказских» поэм Лермонтова зрелого периода творчества.
Тема 5. Особенности драматургии Лермонтова. Игра и любовь как формы самоопределения героя в драме «Маскарад».
Тема 6. Проза Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».
6.1. Особенности сюжетно-тематического единства в романе. Развитие личности Печорина и философское качество художественного мышления Лермонтова. «Герой нашего времени» как философский роман.
6.2. «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. Особенности системы персонажей. Нравственно-социальная проблематика романа.
Тема 7. Пространство лирики Лермонтова.
7.1. О «лирическом герое» в творчестве Лермонтова. Понятие поэтической личности.
7.2. Проблема зрелой лирики Лермонтова. Жанрово-стилистическая классификация лирики 1839 — 41 гг.
7.3. Аналитическое рассмотрение основных стихотворений выделенных жанрово-стилистических групп.
7.4. Основные черты поэтической личности Лермонтова. «Воскрешение» автора.
Тема 8. Проблема постромантизма Лермонтова. Творчество Лермонтова и поэзия русского модернизма.
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Произведения ранней и зрелой лирики Лермонтова. Необходимо прочитать стихотворения, дать их интерпретацию на основе полученных историко-литературных знаний.
2. Поэма «Демон». Изучить текст поэмы и его интерпретации в учебной литературе.
3. Поэмы «Песня по царя Ивана Васильевича…», «Мцыри», «Беглец». Прочитать поэмы, уметь дать комментарий
4. Драматургия Лермонтова. Драма «Маскарад». Иметь представление о характере драматургии Лермонтова. Вершинная драма «Маскарад»: необычайность героя и особенности сюжета.
5. Проза Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Чтение и подробный анализ романа, характеристика основных персонажей, образ Печорина.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лермонтов. М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. — Л.: Наука, 1979-1981.
2. Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981.
3. Михаил Лермонтов: pro et contra. — СПб., 2002.
4. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. Т.43-44. — М.: Изд-во АН СССР, 1941.
5. Боденштедт Ф. Картины природы в произведениях Лермонтова // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных материалов. Составитель В. Покровский. — М., 1916.
6. Венок Лермонтову. Сб. статей. — М.- Пг., 1914.
7. Виноградов И.. Философский роман Лермонтова // Виноградов И. «По живому следу…» — М.: Сов. писатель, 1987 .
8. Герштейн, Эмма. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова — М.: Чepo, 1997.
9. Гиреев Д.А.. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Творческая история и текстологический анализ. — Орджоникидзе: Сев.-Осетинское кн.изд-во, 1958.
10. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. — М.: Прогренсс-Традиция, 2002.
11. Зотов С.Н.. Система персонажей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» /Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. филологических наук. — М., 1989.
12. Зотов С.Н. Художественное пространство — мир Лермонтова — Таганрог, 2001.
13. Зотов С.Н. К пониманию лермонтовского текста в европейской литературной традиции // Русский язык и межкультурная коммуникация, 1/2003. — Пятигорск, 2003. С. 108 — 122
14. Зотов С.Н. О самоопределении поэтической личности в зрелой лирике Лермонтова // Художественно — эстетическое пространство литературной традиции. Сборник научных статей — Таганрог, 2007
15. Карушева М.Ю. К идее рока в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» // Русская литература. 1989 №3.
16. Келли Л. Лермонтов: трагедия на Кавказе. М., 2006.
17. Коровин В.И.. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М.: Просвещение, 1973.
18. Коровин В.И. Герой и миф (По драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад») // Анализ драматического произведения. Межвузовский сборник. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
19. Коровин В.И. Лермонтов в жизни и творчестве — М., 2002.
20. Литературное наследство. Т. 43-44. — М., 1941
21. Логиновская, Елена. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». — М.: Худож. литература, 1977.
22. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. — М.: Современник, 1985.
23. Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. — М.: Детск. литература, 1989.
24. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М.: Просвещение, 1988
25. Максимов Д.E.. Поэзия Лермонтова. — М.-Л.: Наука, 1964.
26. Манн Ю.В.. Поэтика русского романтизма. — М.: Наука, 1976.
27. Манн, Юрий. Диалектика художественного образа. — М.: Сов. писатель,1987.
28. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени. Комментарий. — М.: Просвещение, 1966.
29. Милевская Н.И.. Мотив «сна» — «смерти» в раннем творчестве М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.
30. М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвузовские сб-ки научных трудов. Вып. 2,3,4. — Ставрополь, 1994, 1996, 1997.
31. Пульхритудова Е. «Демон» как философская поэма // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964.
32. Роднянская И.Б.. Герой лирики Лермонтова и литературная позиция поэта // Изв.ОЛЯ, т.39, №2. — М., 1980.
33. Роднянская, Ирина. Демон ускользающий // Ирина Роднянская. Художник в поисках истины. — М.: Современник, 1989.
34. Саводник В.Ф.. Кавказ в поэзии Лермонтова // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сб. ист.-лит. ст. Сост.В. Покровский. — М., 1916.
35. Сакулин П.Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова // Венок М.Ю.Лермонтову. — М.- Пг., 1914.
36. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1973.
37. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». — М.: Просвещение, 1989.
38. Усок И.Е.. Новое прочтение Лермонтова в критике «серебряного века» // Тарханский вестник. 1995. №4.
39. Федоров А.. Творчество Лермонтова и западные литературы // Литературное наследство. Т.43-44. М.Ю. Лермонтов. I. — М.: Изд-во АН СССР, 1941.
40. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М.: Наука, 1975.
41. Эйхенбаум Б.М.. Примечания. «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Сочинения: в 6-ти тт. Т.6. — М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1957.
42. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
43. Эйхенбаум Б.. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки // Б. Эйхенбаум. О литературе. — М.: Сов. писатель, 1987.
44. Эткинд Е.. Там, внутри. О русской поэзии XX века. Очерки. — СПб.: «Максима», 1997.
45. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХVII-ХIХ вв. — М.: «Языки русской культуры», 1998.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
1. Общая характеристика творчества М.Ю. Лермонтова и задачи его изучения. Понятие «вершинного» творчества Лермонтова и особенности его изучения.
2. Дать общую характеристику ранней лирики М.Ю. Лермонтова. Проанализировать звездно-небесную символику Псалтири в ранней лирике Лермонтова (аналитическое рассмотрение стихотворений «Земля и небо» (1830-31), «Небо и звезды» (1831), «Н.Ф. И…..вой» (1830), «Мой дом» (1830).
3. Пространство «Демона». «Демон» Лермонтова и проблема Библейского «злого духа».
4. О поэтике «длящегося мгновения» в Библии и поэме «Демон».
5. Охарактеризовать основные черты тематики и поэтики поэмы «Демон».
6. Принцип «отождествления» в художественном пространстве «Демона». Парамифологическая ситуация поэмы.
7. Литературно-романтический аспект образов Демона и Тамары . Пространство соблазна.
8. «Демон» в пространстве европейской романтической традиции. Проблема байронизма Лермонтова.
9. Особенности историзма и фольклоризма «Песни про царя Ивана Васильевича…» как романтической поэмы.
10.Охарактеризовать художественные особенности «кавказских» поэм Лермонтова зрелого периода творчества. «Мцыри» и «Беглец».
11. Особенности драматургии Лермонтова. Игра и любовь как формы самоопределения героя в драме «Маскарад».
12. Развитие личности Печорина и философское качество художественного мышления Лермонтова. «Герой нашего времени» как философский роман.
13. «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. Особенности системы персонажей. Нравственно-социальная проблематика романа.
14. Развитие личности Печорина и философское качество художественного мышления Лермонтова. «Герой нашего времени» как философский роман.
15. Пространство лирики Лермонтова.
16.. О «лирическом герое» в творчестве Лермонтова. Понятие поэтической личности.
17. Проблема зрелой лирики Лермонтова. Жанрово-стилистическая классификация лирики 1839 — 41 гг.
18. Аналитическое рассмотрение основных стихотворений выделенных жанрово-стилистических групп.
19. Проблема постромантизма Лермонтова. Творчество Лермонтова и поэзия русского модернизма.
8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Использование инновационных методов в преподавании спецкурса по литературе продиктовано специальным характером знаний, основанных на оригинальной методике их обнаружения. При рассмотрении тематики лекционных занятий используются методы проблемного обучения, исследовательские методы, как это показано и разъяснено в разделах методических рекомендаций для преподавателей и студентов. Обучение студентов на спецкурсе учитывает возможность работы на базе инновационных структур, к которым относится компьютерный класс. Выход в Интернет дает возможность использования сетевых информационных ресурсов, а также благодаря внутренней сети студенты могут пользоваться мультимедийными учебниками и учебными пособиями.
Мультимедийные средства обеспечивают возможность практически одновременного обращения сразу к нескольким источникам, возможность их актуального сопоставления и решения на этой основе образовательных задач значительной сложности и познавательной новизны. «Контекстное» изучение литературоведческих проблем возможно лишь в результате применения активных методов обучения.
В отдельных случаях весьма эффективным средством обучения является ноутбук в сочетании с мультимедийной установкой. Это делает возможным органично сочетать визуальные материалы с текстами и прослушиванием звуковых файлов.
Слово лектора и его активная позиция в процессе освоения материала спецкурса дают более значительный эффект в сочетании с современными методами и средствами обучения в высшей школе.
Освоение программы спецкурса Творчество М.Ю. Лермонтова обеспечивается наличием достаточного количества основной и дополнительной литературы в библиотеке. Получение сведений о новейшей литературе возможно благодаря сети Интернет на кафедре литературы. В учебном процессе широко используется электронные каталоги и ресурсы как на базе читального зала библиотеки, так и в компьютерном классе факультета, который используется также для обучающего и контрольного тестирования студентов, созданы предпосылки для введения рейтинговых ступеней проверки знаний, их корректировки в соответствии с особенностями усвоения материала данным контингентом обучаемых.