Социалистический реализм и литературный процесс
На развитие литературного процесса в России рубежа XIX-XX вв. повлияла философско-поэтическая позиция Ницше. Жизнь понимается у Ницше как «эксперимент познающего», при этом субъективизм «воли к власти» снимается одновременно двумя принципами: «переоценкой всех ценностей» и «вечным возвращением того же самого». Такое жизнетворчество является результатом деятельности сверхчеловека и одновременно – процессом его возникновения и становления.
Мысль о творческой деятельности как креативном осуществлении человека и мира стала общим основании для русского постсимволизма. Однако акмеизм и футуризм подчёркивают разные стороны экзистенциального образа. Футуризм понимает «переоценку ценностей» как отрицание, поэтическое «разрушение» мира. Гумилёвский акмеизм утверждал созидательность поэтического творчества, христианское основание не опровергается, а трансформируется в соперничестве творческой личности с «Отцом» в «тени» Заратустры (стихотворение «Память»).
Развитие поэтической практики приводит к углублению различий между направлениями. Лирика Пастернака основана на интеллектуальном переживании тождества «художник – художество – действительность». Жизнь претворяется поэтическим открытием, в процессе которого возникает творческая личность. Художник обращён к «самим вещам», а не к их известному смыслу, и сам он становится «чистым познающим субъектом» (Шопенгауэр). Художественное познание в данном случае не обусловлено идеологической позицией, является обновлением мира и художественно продуктивной личности. Предпосылкой экзистенциальной поэтической практики является восприимчивость художника, возникшая в процессе развития социокультуры.
Революционное разрушение реальности порождает ЛЕФ и «литературу факта» Однако единство противоположностей модернизма достигается на основе метода диалектического материализма. Теория социалистического реализма утверждает познавательный субъективизм (марксизм) как принцип художественного воплощения жизни. Художник открывает в социокультуре тенденции её революционного развития и сам проникается революционными взглядами. В этой редукции состоит «правдивое изображение жизни в её революционном развитии». Новая диалектика возвращает искусство от «самих вещей» к новой предпосылке их понимания.