Программы

Поэтическая практика русского модернизма. Спецкурс для магистрантов

ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА РУССКОГО МОДЕРНИЗМА

(для магистрантов I – II года обучения)

ЦЕЛЬ КУРСА: раскрыть смысловое многообразие поэзии русского модернизма как неклассической поэтической практики.

ЗАДАЧИ:

— обосновать понятие поэтической практики как средоточия новой познавательной стратегии — экзистенциального понимания поэзии, определить соответствующие рабочие понятия;

— обнаружить основополагающие связи поэзии модернизма с культурой ХХ века, с неклассическим типом рациональности;

— расширить представления слушателей о возможностях аналитического рассмотрения художественных произведений и эссеистики поэтов-модернистов;

— раскрыть основные черты поэтической практики русских поэтов эпохи модернизма;

— углубить представления слушателей о литературном процессе ХХ века.

ВИДЫ РАБОТ: лекции и практические занятия.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 60 ч.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ: экзамен.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Введение. Актуальность изучения поэзии русского модернизма для отечественного литературоведения и неадекватность существующих стратегий понимания проблемы. О современной научной литературе. Новая стратегия понимания литературы должна учитывать основополагающее различение классического и неклассического искусства в едином эстетически-художественном пространстве европейской литературной традиции.

Основной вопрос: что такое поэзия? Рассуждение на эту тему с привлечением поэтических текстов Пушкина, Набокова, Борхеса, Бродского, а также эссе Хайдеггера о Гёльдерлине, Мамардашвили, Камю. Статья Бродского «Поэзия как форма сопротивления реальности». Понять поэзию как самовысказывание человеческой действительности, прямо отнесенное к основному смыслу культурно-исторической эпохи, в единстве двух сторон: со стороны обнаружения существенности жизни (эстетически-художественного пространства) и одновременно со стороны самоопределения художника – указанная двойственность образует когнитивное единство.

Художественное творчество и метафизика смерти. Страх смерти / обладание смертью как основание творчества. Гегелевская (классическая) систематика: смерть и идеал, об иллюзорном преодолении смерти в творчестве. М. Бланшо об искусстве в связи со смертью: «обладание смертью» как предпосылка творчества. В связи с этим — переживание смерти у Лермонтова, Цветаевой, Бродского. Обсуждение фрагмента из книги «Художественное пространство – мир Лермонтова», с.13 – 22.

К методологии литературоведения. Проблема понимания как экзистенциальной процедуры, по Хайдеггеру и Гадамеру. Бахтин: в процессе понимания «я существую для другого и с помощью другого». Две парадигмы понимания: классическое литературоведение и литературная критика модернизма. Основные типы рациональности, «новый историзм» и понятие литературной традиции. Миметические и креативные теории искусства: предмет художественной литературы и проблема смысла художественного творчества. Обсуждение фрагмента из статьи «К пониманию лермонтовского текста в европейской литературной традиции» // Русский язык и межкультурная коммуникация / Научный журнал Пятигорского гос. лингвистического университета. 2003. №1. С. 108 – 122.

Понятие поэтической практики. Литературная позиция как понятие экзистенциального литературоведения. Поэтическая практика представляет собой рассмотрение поэзии в аспекте поэтического действия, т.е. способа поэтического самоопределения человека-творца. Связь этого способа с соответствующим типом рациональности, отчетливое различение классической, модернистской и посмодернистской практики. Поэтическая практика и другие аспекты изучения поэзии. Рабочее определение типов поэтической практики, основные критерии их выделения.

Понятие серебряного века русской поэзии. Анализ фрагмента из романа Р. Музиля «Человек без свойств». Сообщество поэтов и многообразие творческих позиций. Основные тенденции в поэзии русского модернизма и проблема хронологии. Поэтическая практика модернизма и литературный процесс первой половины ХХ века. Символизм и модернизм.

Поэтическая практика Н.С. Гумилёва. Поэзия Гумилёва и символизм. Ранние сборники Гумилева: символизм образов и ницшеанская идеология. Сборник «Чужое небо»: эклектичность поэтики, проблематичность поэтических представлений Гумилёва, многообразие тематики, острота интеллектуального переживания культуры. Растерянность Гумилева в новых условиях поэтического существования, декадентские мотивы. Сборник «Огненный столп» как вершина поэзии Гумилева, основные стихотворения сборника. Гумилёв и акмеизм. Значение поэзии Гумилева.

Понятие «новой вещественности» в поэтической практике модернизма. Эссе Р.М. Рильке «Огюст Роден» как теория модернизма, анализ понятия «новой вещественности» у Рильке. Творчество Родена и классическое искусство. Переход от символизма к новой вещественности означает обретение художником познавательной и жизнетворческой инициативы. Формула Б. Пастернака «наш субъективно-биографический реализм» как обобщающая характеристика модернизма.

«Новая вещественность» в сборнике стихотворений О.Э Мандельштама «Камень». «Новая вещественность» у Мандельштама – это обнаружение мира посредством самоопределения поэтической личности. Собственно поэтическая практика рождает поэтически — личность, «устраивающую», мир, обживающую его. Понимание – обнаружение мира как «новой вещественности» в поэтической практике является самоопределением поэта, т.е. обнаружением им себя в качестве человека культуры. Стихотворения «Как облаком сердце одето…» (1910), «Из полутёмной залы вдруг…», «Звук осторожный и глухой…», «Невыразимая печаль…»,  «Медлительнее снежный улей…» и др. Вещественность «остановленного мгновения» как основная черта. Фрагментарность и редукционизм поэзии, характеризующие дискретность восприятий поэтической личности, проявляющей себя именно благодаря порождению «вещей»-смыслов.

Интеллектуальное переживание в «Камне»: трансформация вещественности и усиление субъективности. «На бледно – голубой эмали…», «Сусальным золотом горят…», «О, небо, ты мне будешь сниться!». «Вещественность» как взаимопроникновение телесного и духовного. Программное стихотворение «Раковина». Стихотворения «Silentium», «Образ твой, мучительный и зыбкий…»

«Новая вещественность» как «тоска по мировой культуре». Культура предстает как сфера актуального самоопределения поэтической личности, культура осмысливается заново в процессе своей поэтической актуализации. «Я ненавижу свет…», архитектурные стихи, стихотворения на темы мировой культуры.

Эссе О.Э Мандельштама «Слово и культура». Подробное обсуждение двух фрагментов эссе, характеризующих отношение к мировой культуре и «новую вещественность» (безобразность) поэзии.

Сборник стихотворений «Tristia». Тематические изменения: любовь, смерть, христианство, античность. Поэтическое смещение акцента от вещественно-культурного к личностно-экзистенциальному, от опосредования к прямому выражению личности; поэтическая личность является экзистенциально, укорененная в парадоксальной со-временности культуры (традиции). Единство нравственного и поэтического (эстетического) в литературной позиции Мандельштама.

Стихотворения 20-х годов. «Распредмечивание», своеобразное «излучение» смысла в поэтической практике Мандельштама. Аналитическое рассмотрение основных стихотворений этого периода.

Пушкинская тема в поэтической практике Мандельштама 20-х годов. «Опыты о Мандельштаме» И. Сурат. Эссе «Скрябин и христианство» и проблема творческой личности, значение этой работы для понимания творчества Мандельштама. Мотив «чёрного солнца», реминисценции из произведений Пушкина у Мандельштама. Панихида в Исаакиевском соборе как завершение темы «черного солнца» в поэтической практике.

Характеристика поэтической практики модернизма в эссе О. Мандельштама «Скрябин и христианство» (фрагмент о поэзии как игре с Богом) и «Четвёртая проза».

Социально-историческая жизнь в стихотворениях первой половины 30-х годов. Поэтическая личность – форма смысла истории, а не «отражение» мировоззрения художника или объективных обстоятельств общественного развития. «Новая вещественность» «при свете совести» (Цветаева). «Новый историзм» в поэтической практике Мандельштама. Стихотворения «Нет, никогда ничей я не был современник…» и 1 января 1924 г. (о «соли совести»). Интеллектуальное переживание личности Чаадаева в эссе Мандельштама. «С миром державным я был лишь ребячески связан…» За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ночь на дворе, барская лжа…», «Нет, не спрятаться мне от великой муры…», «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…», «Сохрани мою речь навсегда…». Петербургские стихи. Московский цикл. Разоблачительные стихотворения.

К характеристике поэтической личности Мандельштама в 30-е годы. Проблема экзистенциальной поэзии и поэтической личности: Мандельштам в рефлексии М. Мамардашвили. Аналитическое рассмотрение фрагментов книги «Эстетика мышления» (с. 38, 39; 42, 43). Феноменология поэтической личности Мандельштама в «Новых стихах». Цикл «Армения» (стихотворения «Армения», «Колючая речь араратской долины…», «Дикая кошка – армянская речь…»). Отрывки уничтоженных стихов(!). «Ещё далеко мне до патриарха…»(!), «Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем…» и нек. др. «Ламарк»(!) Стихи о поэзии. Подробный анализ цикла фрагментов под названием «Восьмистишия»: парадоксальность понимания поэтического творчества, метафизическая глубина прозрения.

Разоблачительные стихотворения Мандельштама. Аналитическое рассмотрение стихотворения «Мы живем, под собою не чуя страны…»

Воронежские стихи. Развитие основных мотивов поэзии в ситуации «Я к смерти готов!» (Мандельштам – Ахматовой). С одной стороны, отклик вызывает природа, возникают простые размышления о существовании, даже о возможности приспособления к новым обстоятельствам жизни; с другой стороны, — по-прежнему захватывают культурные переживания. Драматизм существования поэтической личности. «Стихи о неизвестном солдате». Обобщение о качестве поэтической личности Мандельштама.

Поэтическая практика Б.Л Пастернака. Единство «художник – художество – жизнь» как основа поэтической практики Пастернака. Аналитическое рассмотрение фрагмента из «Охранной грамоты» и письма Пастернака М. Цветаевой (от 12 ноября 1922). Принцип триединства в ранней поэзии Пастернака, стихотворения «Встав из грохочущего ромба…» и «Венеция».

Сборник Пастернака «Поверх барьеров»: поиск литературной позиции. Стихотворения «Душа», «Не как люди, не еженедельно…», «Весна» (о поэзии), «Стрижи», «Эхо», «Марбург».

Единство поэтически-одухотворенной вселенной-бытия у Пастернака. Фрагмент из «Охранной грамоты» (II, 7, с.71; 73) Письмо к Ю. Кейдену от 22 августа 1958 г. (с.354).

Сборник «Сестра моя — жизнь». Общая характеристика. О «круговой цикличности поэтической биографии» Пастернака (Флейшман). Страстность, высокий эротизм как движущая сила поэтического действия. Интеллектуальное переживание культурной традиции (Лермонтов, Киплинг, Рождество, Библейские переживания). Пастернак: «Без любви к природе и какой-то своей натурфилософии не бывает творчества…» (Пастернак – Вересаеву, письмо от 20 мая 1939). Синявский о природе у Пастернака, Гаспаров о «витальности» его поэзии. Анализ стихотворений «Плачущий сад» (по Синявскому), «Зеркало», «Девочка», «Душная ночь». О строфическом мышлении в поэзии Пастернака. «Новая вещественность», «предметность» культурного существования даны в поэтической практике Пастернака как единство «творца – творения – жизни».

Аналитический парафраз стихотворения «Определение творчества» (М.Л. Гаспаров. «О русской поэзии». СПб., 2001. С.182 – 184). . Гаспаров: «Словесный мир Пастернака – это всесливающий первобытный вихрь…» (с. 148).Редукция образа у Пастернака: разрушение статичности классического образа, придание смыслу поэтического внутреннего динамизма, импрессионизм и экспрессивность поэтического переживания. Стихотворение «Степь»: «прогулка к Бытию».

Природа и культура в сборнике «СМЖ». Эпиграф и посвящение. Стихотворения «Памяти Демона», «Про эти стихи», «Тоска», «Сестра моя – жизнь…». Аналитический парафраз стихотворений «Ты так играла эту роль…», «Сложа весла», «Балашов», «Давай ронять слова…» и др.

Сборник «Темы и вариации» (1923) как своеобразное развитие «страстной поэзии». Циклы стихотворений «Разрыв», «Нескучный сад» и др. Стихотворения «Маргарита», «Нас мало, нас, может быть, трое…», «Поэзия».

Общественный смысл литературной позиции Пастернака. «Высокая болезнь». Поэмы «Лейтенант Шмидт» и «1905 год». Роман в стихах «Спекторский». «Стихи разных лет» (1918 – 1931). Посвящения Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольдам, Рейснер, Пильняку.

Сборник «Второе рождение» (1932) как развитие литературной позиции Пастернака. Стихотворение «Волны»: экзистенциальная установка как программа поэтического действия. Историческое осмысление модернистской формулы триединства «поэт – поэзия – жизнь», своеобразное развитие «субъективно-биографического реализма»: снимается острота редукции образа, сложности уподоблений, однако сохраняется феноменологическая установка, согласно которой именно субъект придает сущему смысл и ценность, иначе: жизнь имеет смысл только как личностное открытие-свершение. Следует правильно понять проблематичность, даже невозможность «ереси» «неслыханной простоты», которая полагается неминуемой лишь «к концу», понимающему её следует «утаить». У Пастернака прокламируется тема обновленной поэзии – экзистенциальные феномены бытия. Стихотворения «Смерть поэта», «О, знал бы я, что так бывает…»

Социально-исторические мотивы сборника «Второе рождение» и своеобразная подражательность новой поэзии Пастернака. Стихотворения «Столетье с лишним – не вчера…», «Когда я устаю от пустозвонства…». Стихи о любви не похожи на СМЖ, новая острота переживания чувства в связи с творчеством, а не природой; высокий эротизм и страсть сменяются ровным переживанием тождества любви и жизни, экспрессия снимается медитацией; сохраняется основная феноменологическая установка. «Не волнуйся, не плачь, не труди…», «Любить иных – тяжелый крест…», «Любимая, — молвы слащавой…», «Красавица моя, вся стать…», «Никого не будет в доме…».

Сборник «На ранних поездах» (1943). Заглавное стихотворение содержит основную интенцию модернизма, но социальные мотивы обусловливают известное смещение к подражательности. Цикл «Переделкино». Пастернак о своих ранних стихах (СМЖ и др.) «Памяти Марины Цветаевой», «Сосны». Самый прозаический период поэтической практики Пастернака.

Стихотворения Юрия Живаго и проза Пастернака.

Сборник «Когда разгуляется». Совершенство интеллектуального переживания, экзистенциальных состояний, связанных с жизнью природы и соприродностью существования человека; стилевое отличие от «Сестры моей – жизни» и вместе с тем – единство поэтического движения. Особенности поэтической структуры стихотворений. Лирика тяготеет к своеобразной эпичности, к рассказу о событии души; субъективность лирического субъекта превращается в объективность свидетеля бытия, творца мира человеческого присутствия: так возникает поэтическая личность, даже «поэтически-личность». Это не «мир Пастернака», а «мир Пастернак».

Поэтическая практика как основа экзистенциального понимания поэзии как стратегия, новое филологическое усилие. Понятие интеллектуального переживания (по статье «Пространство смысла, или «воскрешение» автора в европейской литературной традиции // Филологический вестник РГУ. 2005. №1. С. 5 – 11). Понятие эстетически-художественного пространства и модернизм. Тематика, поэтика, идиориторика как «измерения» эстетически-художественного пространства. Литературная позиция человека-творца и антропологический смысл поэзии.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Что такое поэзия? Аналитическое рассмотрение поэтических текстов и эссеистики.

2. Понятие поэтической практики в литературоведении и в системе гуманитарных знаний. Методологические проблемы современного литературоведения и типы рациональности.

3. Особенности поэтической практики Н.С. Гумилева. Сборник  «Огненный столп».

4. «Новая вещественность» и «тоска по мировой культуре» в книге стихов О. Мандельштама «Камень».

5. Поэтическая личность О. Мандельштама в «Новых стихах».

6. Б. Пастернак – теоретик модернизма.

7. «Единство поэтически одухотворенной вселенной-бытия» как основа поэтической практики Б. Пастернака. Книга стихов «Сестра моя – жизнь».

8. «Субъективно-биографический реализм» в книге Б. Пастернака «Втрое рождение».

9. Поэтическая практика Б. Пастернака и проза: стихотворения Ю. Живаго.

10. «Когда разгуляется»: совершенство поэтического свершения.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Что такое поэзия? Поэтическое как экзистенциальный феномен.

2. К вопросу о методологии литературоведения: классическая наука и литературная критика.

3. Художественное творчество и метафизика смерти.

4. Общее понятие поэтической практики. Характеристика классической, неклассической и постнеклассической поэтических практик.

5. Русский модернизм и литература серебряного века.

6. Общая характеристика поэтической практики Н.С. Гумилева.

7. Основные мотивы сборника «Чужое небо». Стихотворение «Заблудившийся трамвай».

8. Особенности поэтической практики Н.С. Гумилева в сборнике «Огненный столп».

9. «Новая вещественность» в художественно практике и критике европейского модернизма: О. Роден и Р.М. Рильке.

10. «Новая вещественность» и «тоска по мировой культуре» в книге О. Мандельштама «Камень».

11. «Развеществление» («распредмечивание») смысла в поэтической практике О. Мандельштама второй половины 10-х – 20-е годы («Вторая книга»).

12. Самосознание русского модернизма в эссеистике О. Мандельштама. «Скрябин и христианство», «Слово и культура».

13. Пушкин в поэзии О. Мандельштама (анализ книги И. Сурат «Опыты о Мандельштаме»).

14. Общая характеристика «Новых стихов» О. Мандельштама (1930 – 1937 гг.).

15. Поэтическая практика модернизма и литературоведческая проблема жанра. Аналитическое рассмотрение стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны…»

16. Единство «художник – художество – жизнь» как основа поэтической практики Б. Пастернака. Анализ фрагмента из эссе «Охранная грамота» и письма Пастернака – М. Цветаевой (1922).

17. Сборник Б. Пастернака «Поверх барьеров»: поиск литературной позиции. Стихотворения «Душа», «Не как люди, не еженедельно…», «Весна», «Стрижи», «Эхо», «Марбург».

18. «Единство поэтически одухотворенной вселенной-бытия» у Пастернака. Стихотворения «Плачущий сад», «Зеркало», «Девочка», «Душная ночь». Строфическая поэзия Пастернака.

19. «Прогулка к Бытию»: стихотворение «Степь».

20. Поэтическое и культура в книге «Сестра моя – жизнь»: эпиграф и посвящение, стихотворения «Памяти Демона», «Про эти стихи», «Тоска», «Сестра моя – жизнь».

21. Понятие аналитического парафраза стихотворения (по книге: Гаспаров М.Л. О русской поэзии. – СПб., 2001. С. 182-184). Аналитический парафраз одного стихотворения.

22. Поэтическая редукция у Пастернака, импрессионизм и экспрессивность поэтического действия.

23. Сборник «Второе рождение» как диалектическое развитие литературной позиции Пастернака. Стихотворение «Волны».

24. Экзистенциальный характер переживания любви. Стихотворения «Не волнуйся, не плачь, не труди…», «Любить иных – тяжелый крест…», «Любимая, — молвы слащавой…», «Красавица моя, вся стать…», «Никого не будет в доме…».

25. Поэзия и проза: стихотворения Ю. Живаго.

26. Поэтическое и экзистенциальные феномены бытия в сборнике «Когда разгуляется».

ЛИТЕРАТУРА

I. Тексты

I. О литературном процессе в ХХ веке.

1. История русской литературы : В 4-х т. Т. 4. Литература конца XIX – начала XX века. — Л.: Наука, 1983.

2. История русской литературы. XXвек. Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страда, Е. Эткинда. М., 1995.

3. Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIX – начала XX века. М., 1993.

4. Русская литература рубежа веков (1890 – начало 1920-х гг.) В 2-х книгах. / Отв. Ред. В.А. Келдыш. – М., 2000.

5. Баевский В.С. История русской литературы ХХ века. Компендиум. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

6. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: проблема «жизнетворчества». – Воронеж, 1991.

7. Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. – М., 1992.

8. Связь времен: Проблема преемственности в русской литературе конца XIX – начала XX века. М., 1992.

9. Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых. СПб., 1993.

10. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий. – М., 2002.

11. Заманская В.В. Экзистенциальное сознание в русской литературе первой трети ХХ века. – Магнитогорск, 1999.

12. Карельский А. Модернизм ХХ века и романтическая традиция // Вопросы литературы. 1994. № 2.

13. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. – М., 2001.

14. Лекманов О.М. Книга об акмеизме. – М., 1998.

15. Теория литературы. Том IV. Литературный процесс. – М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.

16. История русской литературы ХХ века (Первая половина): Учебник для вузов: В 2 кн. / Под ред. д-ра филол. наук, проф. Л.П. Егоровой – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.

17. Зотов С.Н. «Художественное пространство – мир Лермонтова». – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. института, 2001.

18. Зотов С.Н. «К пониманию лермонтовского текста в европейской литературной традиции» // Русский язык и межкультурная коммуникация / Научный журнал Пятигорского гос. лингвистического университета. 2003. №1. С. 108 – 122.

19. Зотов С.Н. «Пространство смысла, или «воскрешение» автора в европейской литературной традиции» // Филологический вестник РГУ. 2005. №1. С. 5-11.

II. Литература о творчестве Цветаевой.

1. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. – Л., 1089.

2. Мейкин М. Марина Цветаева: Поэтика усвоения / Пер. с англ. М.,1997.

3. Осипова Н.О. Творчество Марины Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. – Киров, 2000.

4. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. – Л., 1989.

5. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество – М., 1997.

6. Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой. Идеология. Поэтика. Идентичность автора в контексте эпохи. – М., 2002.

7. Швейцер В. Марина Цветаева. – М., 2002.

8. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. – М., 1992.

9. Серова М.В. Поэтика лирических циклов в творчестве Марины Цветаевой. – Ижевск, 1997.

10. Петрова Г.Т. Лирический цикл в творчестве М. Цветаевой. Проблемы поэтики // Филологические науки. 1994. №3.

11. Гурвич И. Художественные открытия

12. Гаспаров М. Марина Цветаева. От поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров Михаил. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. – СПб.: Изд-во «Азбука», 2001. С.136 – 149.

13. Гаспаров М. «Поэма воздуха» Марины Цветаевой. Опыт интерпретации // Там же. С.150 – 175.

III. Литература о творчестве Пастернака

1. Альфонсов. В. Поэзия Бориса Пастернака. – Л., 1990.

2. Баевский В.С. Пастернак – лирик. Основы поэтической системы. – Смоленск, 1993.

3. Вильмонт Н.В. О Борисе пастернаке: Воспоминания и мысли. – М., 1989.

4. Вейдле В. Пастернак и модернизм. // Литературная учеба. 1990. №1. С. 156 – 163.

5. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография. – М., 1997.

6. Пастернаковские чтения: Вып. 1. – М., 1992; Вып. 2. – М., 1998; Вып. 3. – М., 2002.Лотман Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.

7. Гаспаров М. Четыре стихотворения из «Сестры моей – жизни» Б. Пастернака. Сверка понимания (Работанаписана в сотрудничестве с И.Ю. Подгаецкой) // Гаспаров Михаил. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. – СПб.: Изд-во «Азбука», 2001. С. 176 – 192.

8. Синявский А.Д. Поэзия Бориса Пастернака // Синявский А.Д. Литературный процесс в России. М.:РГГУ, 2003. С. 87 – 128.

9. Синявский А.Д. Один день с Пастернаком // Там же. С.129 – 138.

10. Тынянов Ю.Н. Промежуток // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. С.

11. Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. – СПб., 2003.

12. Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. Очерки. – СПб.: «Максима», 1997.

13. Быков Д. Борис Пастернак.

IV. Литература о Мандельштаме

1. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С.С. Поэты. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 189 – 273.

2. Бухштаб Б.Я. Поэзия Мандельштама <1929> // Вопросы литературы. 1989. №1

3. Гаспаров М.Л. Мандельштам. Гражданская лирика 1937года. – М., 1996.

4. Гаспаров М.Л. Поэт и культура: Три поэтики Осипа Мандельштама. – М.. 1995.

5. Гаспаров М. Осип Мандельштам. Три его поэтики. // Гаспаров Михаил. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. – СПб.: Изд-во «Азбука», 2001. С. 193 – 259.

6. Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама <1966> // Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Статьи и очерки. – Л., 1982.

7. Левин Ю.И. «Мастерица виноватых взоров…» // Левин Ю.И.  Избранные труды. Поэтика. Семиотика. – М., 1998.

8. Лекманов О.А. Осип Мандельштам. – М.: Мол. Гвардия, 2004.

9. Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма <1974> // Смерть и бессмертие поэта. Материалы Международной научной конференции, посвященной  60–летию со дня гибели О. Э. Мандельштама (Москва, 28 – 29 декабря, 1998 г.). – М., 2001.

10. Левинтон Г.А. Романия и романистика Мандельштама // Res. Philologica-II. Филологические исследования. Сборник статей памяти акад. Г.В. Степанова. К 80–летию со дня рождения (1919 – 1999). – СПб., 2001.

11. Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. – СПб., 2002.

12. Сегал Д.М. Осип Мандельштам. История и поэтика. – Иерусалим, 1998.

13. Семенко И.М. Поэтика позднего Мандельштама. – М., 1997.

14. Сурат И. З. Опыты о Мандельштаме. – М.: Intrada, 2005.

15. Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. – М., 2000.

16. Топоров В.Н. О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама // Осип Мандельштам: К 100-летию со дня рождения. – М., 1991.

17. Успенский Б.А. Анатомия метафоры у Мандельштама // Новое литературное обозрение. 1993. № 7.

18. Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. – М., 1997.

19. Осип Мандельштам и его время. – М., 1995.

20. Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. – Воронеж, 1990.

21. Струве Н. Осип Мандельштам. — Томск, 1992.

V. Литература о Гумилеве

1. Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. – СПб., 1994.

2.Николай Гумилев. Pro et contra. Антология. – СПб., 1995.

3. Баскер М. Ранний Гумилев: Путь к акмеизму. – СПб., 200.

4. Ален Л. «Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилева: Комментарий к строфам // Ален Л. Этюды о русской литературе. – Л., 1989.

5. Иванов Вяч. Вс. Звёздная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумилёва) // Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. – М.: Современник, 1989. С. 5 – 32.

6. Зобнин Ю.В. «Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилёва. (К проблеме дешифровки идейно- философского содержания текста) // Русская литература. 1993. №4. С.176 – 192.

7.Спиваковский П. «Индия духа» и Машенька. «Заблудившийся трамвай Н.С. Гумилева как символистско — акмеистическое видение // Вопросы литературы. 1997. №5. С. 39 – 54.

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета — РГЭУ («РИНХ»). Специализация — русская литература первой половины ХХ века, русская литература XIX в., теоретические вопросы литературоведения, философия литературы.