Диссертации



  Монографии



  Статьи



  Учебные программы и пособия



  Тексты



  Учебные пособия



Зеркальность как выражение мифологического всеединства мира в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя


Художественный мир Гоголя в малороссийских повестях мифологичен. Это качество связано не только с использованием народных преданий, воссозданием народной речевой культуры. Мифологические мотивы проникают образность художественной речи, составляют самую суть художественного мира. Фольклорно-мифологический материал не с только воссоздается, сколько претворяется Гоголем как самодостаточное свидетельство существа народной жизни, мифологически творимое пространство становится художественной действительностью, художественной истиной, которая сама по себе сродни мифическому опыту. В поэзии романтиков «миф становится носителем собственной истины, недоступной рациональному объяснению» (2, с. 94). Посредством исконной речевой образности и символики, интуитивно переживаемой художником, Гоголь обнаруживает себя «внутри» мифологического сознания, его носителем и в силу этого - творцом мифа, который он исповедует.

Авторитетный исследователь пишет: «Но одна вещь у Гоголя возвышается над другими, как бы царствуя в живом, полном движения и суеты мире вещей. Это - зеркало» ... Отражение одного предмета, явления природы в другом, скажем, отражение лесов в водной глади; портрет или собственно зеркало - мотивы, не покидающие гоголевских произведений». «Зеркало связывает человека с людьми... глядясь в зеркало, мы уже смотрим на себя и своими собственными глазами, и глазами других. И мы уже прислушиваемся к мнению общества о себе» (5, с.48).

А.Б. Щербаков обращает внимание на важный у Гоголя образ реки-зеркала: «Явление зеркальности, думается, привлекло романтически настроенного Гоголя тем, что в нем как бы сама собой проявляется творческая, созидающая сила природы. Писатель внимательно наблюдает, как луч света, озаряя доселе разрозненные предметы, преображает их, соединяет в единое целое; как под его воздействием оживает мёртвая водная гладь, вбирая в себя многообразие окружающего мира», «...образ как бы сам излучает эстетическую энергию» (6, с.147). Эта характеристика служит автору статьи для рассмотрения указанного образа в плане «образно-стилистической рефлексии», т.е. на уровне поэтики, а между тем содержательность гоголевского образа приведенными выше рассуждениями не исчерпывается.

Страница

1  2  3   следующая →
Copyright 2009 ©
Все права защищены.