Диссертации



  Монографии



  Статьи



  Учебные программы и пособия



  Тексты



  Учебные пособия



Модуль 3.Особенности поэтической практики Н.С. Гумилёва


 

Модуль 3. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Н.С. ГУМИЛЁВА

 

Комплексная цель модуля - раскрыть качественное своеобразие и основную направленность лирической поэзии Гумилёва в соответствии с эволюцией его творчества; показать единство противоположных интенций лирического воплощения жизни, эклектичное сочетание неоромантизма, декадентства и символизма с модернистской тенденцией незавершенного творчества; установить в связи с лирикой Гумилёва соотношение понятий «лирический герой» и «поэтическая личность».

 

Содержание модуля

3.1. Общая характеристика поэзии Н.С. Гумилёва

3.1.1 Литературная ситуация 1900-10-х годов. Кризис символизма. Манифесты акмеизма и футуризма. Цех поэтов, его участники. Некоторые биографические обстоятельства творчества Гумилёва, особенное место поэта в литературе его времени. Незавершенность его творческого пути. Вяч. Вс. Иванов в предисловии к сборнику указывает, что подлинной высоты и поэтического совершенства поэт достигает лишь в «Огненном столпе», в конце насильственно прерванной жизни. Это существенно для понимания творчества, ибо Гумилёв ищет поэтическое, проблематичен в своём интеллектуальном переживании культуры и своей современности, однако совершенно ясно, что качество его поэтической практики в высших достижениях соответствует нашему пониманию модернизма. С другой стороны, в его раннем творчестве заметно сильное влияние символизма и декаданса начала века. В этом смысле знаменательно его увлечение творчеством В.Брюсова. Риторичность основной части лирических произведений Гумилёва, характеристика лирического героя. Экзистенциальный характер лирики «Огненного столпа» и лучших стихотворений поэта из других книг. В высших достижениях является поэтическая личность.

3.1.2 Аналитический парафраз стихотворений «Слово» и «Шестое чувство». Основной смысл - модернистская интенция в стихах, которые характеризуют Гумилёва в его наивысших достижениях.

«Слово» (1919). Проблема нового искусства в ситуации «Бог мёртв». Б автоматизации классической культуры: возобладало рациональное, низменное («число»); Слово-Бог больше не звучит, не творит мир снова и снова; искусство оскудело («дурно пахнут мертвые слова»). По Шкловскому, произошла автоматизация классической литературы, классические формы неудовлетворительны. Новое искусство должно вернуть смысл словам и жизни. Здесь Гумилев почти понимает Пастернака («Не как люди, не еженедельно...»). В стихотворении окончательно понята новая культурная ситуация. И всё-таки у Гумилёва нет пастернаковского оптимизма, очень силён в целом элемент декаданса.

«Шестое чувство» (1919). Мир ощутимо предметен, волнует человека, но он неоднороден. Вещность мира. Его физическая телесность («вино», «хлеб», «женщина») даны непосредственно-чувственно («съесть», «выпить», «поцеловать»). Иная вещественность (предметность, конкретность) предстаёт в эстетическом восприятии природы, произведений искусства. Она дана не чувствам, а интеллектуальному переживанию. Гумилев не может его назвать и старается символизировать восприятие эстетически-художесвтенного пространства, по существу ставит проблему интеллектуального переживания в новой культуре.


3.2. Особенности поэтической личности Н.С. Гумилёва в сборнике «Чужое небо».

3.2.1. Самый акмеистический сборник Гумилёва - это распространенная характеристика. Что такое акмеизм, если к этому течению относят таких разных поэтов, как Гумилёв, Ахматова, Мандельштам и др.? Можно вернуться к этому понятию в конце обсуждения поэтической практики конкретных поэтов. Гораздо существеннее рассуждать о качестве поэтической практики, что дает возможность понимать литературную позицию художника и одновременно - характер открываемой в поэтическом свершении эпохи, так реализуется экзистенциальная стратегия в филологии. Тут не подойдёт традиционная тематизация изучения поэзии, хотя она и возможна: неклассическая поэзия (поэтическое) есть тема бытия, его открытие, обнаружение, выявление, - не отражение каких-то постоянных тем исторической жизни (времени), но создание смыслового пространства, осуществление культуры, способ самостояния человека культуры.

3.2.2. Качество модернизма Н.С. Гумилёва в сборнике «Чужое небо».

Основная интенция модернизма: мир предстаёт одухотворённым в поэтическом творчестве. Поэтическое переживание органично связывает божественное, чувственное и культурное в совершенном словесном преображении. Иначе: жизнь творится поэтически волею постигающего её, действующего и рефлектирующего героя-поэта. Таков объективный смысл нового поэтического свершения и основная тенденция поэзии Гумилёва.

Однако поэтический смысл сборника «Чужое небо» противоречив. Отчетливые черты поэтической личности и интеллектуального переживания сочетаются с характером узнаваемого лирического героя и его чувствами.

«Я верил, я думал» (1911). Своеобразное и непосредственное отражение мысли Ницше «Бог мёртв»: «Я продан! Я больше не Божий». Тщетны волевое поведение, вдохновенное творчество и проч. Преодоление трагизма существования выражено в рафинированном эстетизме сновидения, которое символизирует безмятежное слияние лирического «я» с миром-природой, самодостаточную созерцательность (ср.: буддизм, Шопенгауэр). Попытка самоопределения поэтической личности не удерживается в напряженном интеллектуальном переживании, на помощь поэту является форма лирического героя, посредника, устраняющего неразрешимость экзистенциальных состояний в поэтических образах, более или менее риторичных. Однако само это стихотворение предстаёт совершенством образа и звука, обнаружением - может, во многом благодаря именно звуку! - и своеобразным преодолением трагических обстоятельств существования.

По контрасту рассматриваются стихотворения «Ангел-хранитель» (1912) и «Две розы» (1912), в которых тема современных сомнений разрешается риторически, в духе символистской поэзии, уместно говорить о лирическом герое.

«Отрывок» (1911). Кризис классического миропонимания, актуализация ницшеанского критицизма, драматизм религиозно-культурного переживания евангельского «Блаженны нищие духом», неоромантическая позиция поэта. Название «Отрывок» подчеркивает фрагментарность романтически-богоборческого понимания мира.

«Жизнь» (1911). Снова мотивы Ницше, воплощённые в риторической форме утверждений, подвергающихся поэтическому осмыслению-преодолению. Символических образ, выражающий смысл поэтического высказывания: «царь-ребёнок на шкуре льва, // Забывающий игрушки между белых усталых рук».

Стихотворение «Однажды вечером» (1912). Основной смысл поэтического в этом стихотворении - интеллектуальное переживание (см. проектное задание № 2). Это ментальное событие, образующее человека культуры и пространство его осуществления. В основе интеллектуального переживания - непосредственное чувство реальности и память (индивидуальная и коллективная, живой опыт и опыт искусства). Вспомнить об интеллектуальном переживании в стихотворении «Шестое чувство».

В стихотворении «Однажды вечером» обнаруживается глубина интеллектуального переживания и своеобразное «воскрешение автора». Речь идет о живом присутствии поэта в культуре, подобно закату или рассвету в природе, о его своеобразной «растворенности» в культурном пространстве, которое и осуществляется его присутствием. Леконт де Лиль - утончённый поэт символизма. Подлинное поэтическое достижение распахивает пространство культуры как целое, соответствующее интеллектуальное переживание делает внятными одновременно древность и современность. Здесь Гумилёв явно стремится выразить важность, существенность переживания искусства и жизни, уяснить то, что будет волновать его в стихотворении «Шестое чувство».

Болезненная изысканность красок и утончённость чувственных волнений напоминают о декадансе. Это понятие возникает у нас впервые, нужно определить его. «Декадентство (от позднелатинского - «упадок») - общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конца XIX - начала XX в., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом... Умонастроения декадентства затронули значительную часть художников различных эстетических ориентаций, в т. ч. многих крупных мастеров искусства... Наиболее отчётливо мотивы декадентства впервые проявились в поэзии французского символизма» (9, с. 71). Русские символисты также были подвержены декадентским настроениям, особенно ранние.

3.2.3. В поэзии Гумилёва разных лет можно констатировать сочетание декадентских мотивов, неоромантизма и модернистских интенций.

«Современность» (1911). Интеллектуальное переживание культуры в совершенно ином аспекте, чем в предыдущем стихотворении. «Илиада» волнует, а действительность разочаровывает: в ней как бы остывает культура, гаснет великий свет героики. Яркое сравнение в третьей строфе, символический образ угасания культуры. Кстати, это и хороший пример влияния символизма на Гумилёва. Символична луна, создающая атмосферу печали, ночной чуткости и настороженности, «томления» по культурно-героическому. В заключительных двух строчках возникает странная надежда: если жива нежность и есть ещё любовь («гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя»), то, быть может, жизнь как культура возможна.

«Девушке» (1912). Другой поворот темы современности. Культура выступает сковывающей силой, лишающей жизненности. Лирический образ девушки дан негативными чертами рационального отношения к жизни, бездуховности. Знаменитая тургеневская девушка будто окаменела в своей прославленной просветленности, которая превратилась в грубый прагматизм. Безжизненности позитивного существования противопоставлена в последней строфе позиция «безумного охотника», «что, взойдя на нагую скалу, / В пьяном счастье, в тоске безотчетной / Прямо в солнце пускает стрелу». Обратить внимание - «в солнце»: так выражен предельный накал жизни, отвага, самоотверженность.

Ещё один аспект темы - стихотворение «Маргарита» (1911). Лирический герой использует сюжет «Фауста» в отношении современности с целью её обнажения, разоблачения: никакие культурные мотивы не могут оправдать бездуховную корысть современной Маргариты, это касается человеческих отношений вообще, порочности человека ( возможно, имеется в виду декадентский мотив непреодолимой косности женщины).

«Отравленный» (1911). Символическая драма (даже трагедия?) любви и эстетизация смерти. Неразделённое чувство лирического героя (а здесь речь именно о нем, т.к. перед нами - ролевая лирика) переживается с декадентской отрешённостью. Декадентски профанируется романтическое переживание единства любви-смерти. Изощрённое самоубийство и одновременно - месть неверной возлюбленной даны в схематичном монологе обречённого по доброй воле любовника. Желанная смерть от руки возлюбленной травестирует романтический драматизм любовных отношений.

3.2.4. Наряду с указанными произведениями в сборнике есть стихотворения неоромантического качества, которые составляют важное свойство всей поэзии Гумилёва, но особенно ярко проявляются в более ранних сборниках. Романтические переживания сочетаются у Гумилёва с декадентскими мотивами, составляют контраст, основной смыслообразующий конфликт лирики.

«Сонет» (1912). Снова романтически смерть, но совершенно иначе, чем в декадентских стихах. Современности противопоставляется романтические образы сна, архаизированные. Поэтическое воображение позволяет преодолеть косность наличной действительности, «скуку» не только реальности, но и современных «рассказов» (вымысла), «томление» в окружении «стен». Архаическая кровавая жестокость волнует жаждущего битвы героя. Затем лирический герой как бы спохватывается в состоянии фантастически обретённой свободы. Слова «Ах да! Я был убит» прерывают поток воображения лирического героя и, может быть, говорят об упадке современности и невозможности преодоления. Жанровая форма сонета даёт поэтическому образу энергию напряженной медитации.

«У камина» (1911). По смыслу похоже на предыдущие стихотворения. Программа неоромантического отношения к жизни дана на фоне своеобразной «смерти» лирического героя, заживо «погребенного» «в четырех стенах». Неожиданно появляющаяся в заключительной строке женщина символизирует косность, «злое торжество» обыденности.

«Туркестанские генералы» (1911). Стихотворение, которое любил Блок. Можно оценить как реалистическое, как лирику достоверного переживания.


3.3. Литературная позиция и судьба Н.С. Гумилёва

3.3.1. После рассмотрения сборника «Чужое небо» есть возможность более пристального и уже осознанного, основанного на определённых предпосылках исследовательского взгляда. Предшествующие разборы свидетельствуют о новой модернистской литературной позиции Гумилёва, не вполне последовательной из-за необычности и новизны задач эпохи модернизма.

В ранних сборниках, предшествовавших «Чужому небу», следует обратить внимание на эклектику символизма, ницшеанства, романтики, декаданса, космополитизм, отсутствие русских мотивов. Антитеза символизма: вместо Вечной Женственности - конквистадор, воин, рыцарь-боец, а не искатель. В ранних стихах Гумилёва доминирует мужское начало, в сочетании с образным воплощением идеологии Ницше. Сильная личность утверждает себя в ярком экзотическом мире (прошлое, условные обстоятельства, тропические страны). Белые небесные тона Прекрасной Дамы сменяются красными, огненными, страстными. Несомненная риторика неоромантизма: основные мотивы, общие места, эпитеты; чувственная яркость изображения, фольклорные образы, строй баллад (мифология, рыцарство), любовь и битва, живописание природы. Рассматриваются стихотворения «Я конквистадор в панцире железном...», «Песнь Заратустры», «Credo», «Людям будущего». В стихотворении «Пророки» возникает мотив христианства, который у Гумилёва не уходит, но приобретает своеобразный символический смысл.

Произведения с ярко выраженной символикой - поэма «Дева Солнца», «Осенняя песня», «Сказка о Королях».

Декадентские мотивы и эстетизм поэтического переживания в сборнике «Романтические цветы» (1908, Париж). Стихотворения «Самоубийство», «Жираф», «Помпей у пиратов»

«Жемчуга» (стихи 1907-1910), посвящается В.Я. Брюсову.

Стихотворения «Орёл», «Молитва», «Христос», «Андрогин». Поэма «Капитаны».

После «Чужого неба». В сборнике «Колчан» появляется военная тема. Она возникает из актуального сочетания героики ранних неоромантических стихотворений и патриотического чувства во время мировой войны. Героизм  самого Гумилева - солдата мировой войны. В стихах Гумилева звучит призыв к победоносной войне, напоминавший шовинистическую пропаганду («Война», «Наступление», «Пятистопные ямбы»). На почве патриотизма естественно возникает тема русской культуры, тема родины, России (например, «Старые усадьбы»). Следует обратить внимание на философскую проблематику стихотворения «Фра Беато Анджелико», где даётся личностное восприятие искусства Возрождения и делается гуманистический вывод:

«Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей - мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в бога».


Сборник «Костер» (1918). Углубление романтического переживания, одиночество, мрачноватый колорит, высокая степень экспрессивности и ироничность стихов, выражение восточной мудрости. Стихотворение «Природа»: космизм, в котором выразилось чувство неудовлетворенности действительностью. Это не символизм, а иного качества переживание, вряд ли подлежащее дальнейшему прояснению: предельная предметность поэтического видения, так как-то можно попытаться определить..

«Швеция», «Стокгольм», «Прапамять», в которых кристаллизовалось новое интеллектуальное переживание мира, культуры, судьбы, истории.


3.3.2. «Огненный Столп» как вершина творчества Н.С. Гумилёва

Вспомним рассмотрение стихотворений «Слово» и «Шестое чувство», с которых началось знакомство с поэзией Н.С. Гумилёва. Теперь их следует истолковать в целостном восприятии сборника «Огненный столп» и в связи с ними понять вершинные достижения поэта.

Стихотворение «Ольга». Здесь та же историософия, что в предыдущих стихотворениях (например, в сборнике «Костёр»), но язычество проступает сильнее. Нужно все проанализировать подробно. В героическом скандинавском эпосе, во-первых, являются черты, столь близкие Гумилёву и всей его поэзии по духу, во-вторых, это сближает его с темой Вагнера (Ницше). Скандинавский мотив связан с переживанием одновременно скандинавской и русской культуры, точнее: русской культуры на фоне скандинавского язычества. Поэтическая личность забывает «христианские имена» - мягкая альтернатива традиционной культуре, и тут уже возникает мотив Ницше, переоценка ценностей и прочее. «Древних ратей воин отсталый» враждебен «к этой жизни» - так возникает декадентский мотив. Здесь следует обратить внимание на акцентный стих, который применяется в «Огненном столпе» вообще: это фольклорный строй, неудобно произносить такие стихи монотонно, нужно выделять доли, делать акценты.

3.3.3. «Заблудившийся трамвай». Указанные выше мотивы даны здесь во взаимодействии. В самом начале следует обратить внимание на заключительную строфу, где говорится о любви и страдании поэтической личности. С точки зрения экзистенциализма, переживание любви (смерти) открывает человеку истину существования (Хайдеггер об этом в моей книге). Таким образом, Гумилёв достоверен с нравственно-психологической точки зрения. Основные уровни смысла: 1) символический (техницизм эпохи, обратить внимание, что трамвай движется прямо по рельсам, и заблудиться вряд ли может, так что мы имеем дело почти с оксюмороном, это можно подробно обсудить, извлечь значительный смысл), философский (пространственно-временная проблема исторического познания); 2) историко-культурные проблемы - диахронически (единство культурного движения, пространственно-временные превращения, «Индия духа»; мифологические ассоциации, Харон-старик, подземное царство - Аид, реки плюс мёртвые головы - вряд ли стоит так толковать), синхронно - революционные галлюцинации: кровавые надписи-вывески, символическая лавка, и все это предстает целью движения трамвая; 3) сложное личностное переживание: «заблудился» диахронически, драматическое переживание утраты возлюбленной - синхронно; 4) биографический аспект изображаемого (Петербург, Париж, Африка, революция, размышления); 5) литературный характер эстетического переживания («Капитанская дочка», «Медный всадник» - однако, всадник у Гумилева в «перчатке», в отличие от изваяния); 6) космический провиденциализм («зоологический сад планет»); 7) православный элемент, «твердыня» Исаакия в странном соседстве с космическим переживанием (вспомнить снова «Природу»), а также с копытами Всадника (они расположены рядом в пространстве Петербурга, но должны быть осмыслены в определенной антитезе). Христианство декларировано, но переживание перевёрнуто (молитва за здравие и за упокой, сравни с предсмертными словами Сократа), что побуждает сделать акцент не на православии, а на космическом переживании, затем - на переживании экзистенциального порядка. Нужно начать анализ с экзистенциальной предпосылки, источника интеллектуального переживания, и закончить рассмотрение констатацией особого качества стихотворения, экзистенциального, которое как раз утверждается, реализуясь посредством выражения исходного переживания. В стихотворении запечатлен акт нового сознания поэтической личности, которая является благодаря экзистенциальному переживанию любви и смерти. Здесь уместно вспомнить рассуждение Мамардашвили о том, что сознание возникает вместе с плачем по умершему, с памятью об ушедшем любимом человеке, важном для существования другого человека. Эту мысль поместить в начало рассмотрения, понять как экзистенциальный источник смысла лирического переживания.

3.3.4. «Перстень». Стихотворение примечательно явной фольклорно-мифологической отнесенностью смысла, стремлением выразить глубинную человеческую непостижимость, природное начало любви и т.п. Так развивается понимание экзистенциального смысла любви: поэтическая личность проникает, обнаруживает природу человеческих отношений, игру любви как форму существования человека. Очень сложное переживание, доступное лишь специальному анализу. Акцентный стих и его особенности в русском стихосложении.

Стихотворение «Лес»: странное переживание, в котором есть символизм и предметность, элементы декадентского настроения, мифология и культура, глубокий психологизм и сильное чувство любви. Здесь все смыслы связаны довольно органично, не возникает диссонанса, как, например, в стихотворении «Канцона вторая».

3.3.5. Заключительное стихотворение «Память». С него сборник начинается, содержит весьма значительные смыслы, от биографического до провиденциального, ницшеанского. Прокомментировать с помощью Делёза.

3.3.6. Заключение о творчестве Н. Гумилёва.

В поэзии Гумилёва отразился кризис классического поэтической культуры. Его сложное отношение к символизму, который казался современникам выходом из состояния кризиса, но на самом деле тяготел к классическому представлению о проблемах культуры. Брюсов и другие в отношении к новым поэтам.

Основной тематический комплекс: Ницше, мужское начало, воля, отрицание, декаданс, странствия, война, космизм, новая историософия, русское национальное самосознание, трагизм современности.

Неоромантизм Гумилёва заключается в попытке бегства от реальности к африканской экзотике Африка. Подобным образом может пониматься актуализация восточных мотивов, буддизм, китайские медитации. Таким предстает лирический герой поэзии Гумилёва в разных сборниках. Наряду с этим в ряде лучших стихотворениий Гумилёва осуществляется интеллектуальное переживание западной и русской культуры, в результате чего является поэтическая личность. Все это видим в «Заблудившемся трамвае» и в сборнике «Огненный столп» в целом. Возникает новая ритмическая организация стиха - акцентный стих, который совсем несвойственен символистам, зато близок футуристам.


Литература к разделам модуля 3.

1. Гумилёв Н.С. Тексты стихотворений.

2. Николай Гумилев. Pro et contra. Антология. - СПб., 1995.

3. Иванов Вяч. Вс. Звёздная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумилёва) // Гумилёв Н. Стихи. Письма о русской поэзии. - М., 1989. С. 5 - 32

4. Лукницкая В.К. Жизнь и стихи Николая Гумилева // Николай Гумилев. Стихи и поэмы. - Тбилиси, 1989. С. 5 - 73.

5.Скатов Н.Н. О Николае Гумилёве и его поэзии // Николай Гумилёв. Стихотворения и поэмы. - М., 1989. С. 5 - 12.

6. Спиваковский П. «Индия духа» и Машенька. «Заблудившийся трамвай Н.С. Гумилева как символистско - акмеистическое видение // Вопросы литературы. 1997. №5. С. 39 - 54.

7. Павловский А. Николай Гумилёв. Вопросы литературы. 1986. №10. С. 94 -131.

8. Эстетика: Словарь. - М., 1989.


Проектные задания к разделам модуля 3.

1. Сравните фрагменты работ о Лермонтове и Гумилёве. Сделайте вывод о типологических особенностях творчества поэтов, о характере поэтической личности.

А. "Количественно юношеская лирика Л<ермонтова> значительно превышает зрелую, но качественно заметно ей уступает" [Коровин 1981, с.256]. Оценка современного исследователя применима также к поэмам, драматическим и прозаическим произведениям. Творчество Лермонтова можно назвать "вершинным", подобно композиции романтической поэмы: в каждом роде литературы, в каждом из основных литературных жанров он создал главные (одно или несколько) произведения, которые отмечены высотой художественного достижения в отличие от произведений ученического, подготовительного характера, не наделенных совершенством подлинного искусства. Лермонтов - особенный художник. Безвременная смерть постигла его в самом начале творческой зрелости. Поэтому более уместно говорить не об эволюции творчества, ибо её нет в собственно творческих созданиях поэта, а о качестве достигнутого как длящемся мгновении, откровении художества, высоте поэтического воспарения - чистом звучании голоса творца. Кажется, судьба Лермонтова уникальна в мировой литературе. Монографическое описание творчества Лермонтова, включающее несовершенные стихотворения, неоконченную прозу, подражательные драмы и поэмы представляет, несомненно, историко-литературный интерес, актуальное же для культуры значение имеют "вершины", которые господствуют над "туманом" ученичества, но снизу могут быть не различимы в полноте своего величия. В герменевтическом круге нет вектора-указателя начала и конца - есть завершенность и совершенство подлинно художественного достижения, ясность литературной позиции, являющей мир как творение мастера - мир Лермонтов».

Источник текста: Зотов С.Н. Художественное пространство - мир Лермонтова. С. 206.

Б. <Творчество Гумилёва> «напоминает взрыв звезды, перед своим уничтожением внезапно ярко вспыхнувшей и пославшей поток света в окружающие её пространства...» «Он <Гумилёв > удивительно поздно раскрывается как большой поэт. Это надо иметь в виду и теперь, когда с ним начинают заново знакомиться и знакомить. Не стоит это знакомство обставлять академически, в хронологическом порядке первых сборников. Которые могут только от него оттолкнуть, во всяком случае, едва ли привлекут людей, искушённых в достижениях новой русской поэзии. Итак, предложенное сравнение со вспыхнувшей звездой не лестно для раннего Гумилёва, в чьих сборниках мы найдем только материал для того, что потом взорвётся.

Поясню свою мысль сопоставлением. Мне всегда казалось, что Лермонтову мкешают многотомные издания, включающие все написанное им. Начиная с детства. Слишком резко (и об этом хорошо сказал тот же Гумилёв в одной из статей) проходит грань, отделяющая Лермонтова-романтика с отдельными достижениями («Ангел») от его лучших ти последних стихов. Этот рубеж полностью изолирует вершинные предсмертные взлёты ото всего, что было до них. Взлет оттого и взлёт, что его нельзя предвидеть. Возможно, что он и приготовлен педшествующим,  но нам бросается в глаза прежде всего различие. Так и у Гумилёва. Многие тперь согласятся с тем, что «Огненный столп» и непосредственно примыкающие по времени написания и по духу к этому сборнику стихи неизмеримо выше всего предшествующего».

Источник текста: Иванов Вяч. Вс. Звёздная вспышка. С. 6.


2.. Прочитать и осмыслить стихотворения сборника Н.С. Гумилёва «Чужое небо». Охарактеризовать эклектичность поэтики, проблематичность идеологических взглядов и поэтической практики Гумилёва, многообразие тематики, характеризующей лирического героя Гумилёва (культура и современность, ницшеанские мотивы и символы, кризис классического сознания, неоромантические образы, декадентская поэтизация смерти и нек. др.). С другой стороны, в ряде стихотворений выражены основные интенции поэтической личности, интеллектуальное переживание классической литературной традиции, характерное для модернизма в целом. Растерянность Гумилева в новых условиях поэтического существования, декадентские мотивы. Уметь самостоятельно дать аналитический парафраз и краткую характеристику основного смысла стихотворений, разобранных в аудитории, а также по выбору самих студентов в соответствии с их поэтическими интересами и подготовкой.


3. На основе изучения стихов из сборников Н.С. Гумилёва охарактеризовать эволюцию его поэтической практики. Показать очевидные черты эклектизма ранних сборников, своеобразие тематического развития поэзии от символических образов, в которых, в отличие от Вечной Женственности символистов, акцентируется активное мужское начало (сборники «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга»), воплощается ницшеанская идеология, сложно соотнесенная с христианством, возникают черты особенного космисзма, отмеченные Вяч. Ивановым в отрывке, приведённом выше. Дать общую характеристику сборника «Огненный столп» как вершины поэзии Гумилева, основные стихотворения сборника. Основной смысл стихотворения «Заблудившийсятрамвай». Гумилёв и акмеизм. Значение поэзии Гумилева.


Задания рубежного контроля к разделам модуля 3.

1. Поэзия Н.С. Гумилёва и литературная ситуация первой четверти ХХ века. «Вершинный» характер поэзии Гумилёва. Творчество Лермонтова и Гумилёва: особенности типологии поэтической личности, эволюция лирики и качество высших поэтических достижений.

2. Лирический герой и поэтическая личность Гумилёва в «Чужом небе». Покажите неоднородность субъекта поэтического переживания в стихотворениях сборника, интерпретируйте смысл основных стихотворений, характеризующих качество лирического начала в творчестве Гумилёва.

3. Охарактеризуйте поэтические произведения Гумилёва до и после «Чужого неба». Риторика символизма и ницшеанские мотивы сборников «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», апология сильной личности и декадентские мотивы. Неоромантизм и экзотические страны, а также культурно-описательная лирика.

4. Покажите, как в сборниках «Колчан» и «Костёр» трансформируются ранние мотивы: сильная личность, идеальная воинственность становятся выражением официальной идеологии, патриотизма, а экзотические пристрастия оборачиваются интересом к русской патриархальной жизни. Модернистская тенденция и историософские переживания поэтической личности, скандинавский фольклор и медитации в буддистском духе. Экзистенциальный смысл стихотворений, особенно - «Эзбекие».

5. Интерпретируйте основной смысл стихотворений из книги «Огненный столп»: «Слово». «Шестое чувство», «Память», «Лес».

6. «Заблудившийся трамвай» как самое знаменитое стихотворение Гумилёва, его основной смысл, отнесенность к целому творчеству. Определите основные мотивы данного стихотворения по отношению к уже известным из более ранних сборников. Определите характер цельности интеллектуального переживания современности, истории культуры, основных экзистенциальных феноменов в вершинном стихотворении Н.С. Гумилёва.


Критерии оценки

На каждый из вопросов рубежного контроля по Модулю 3 даётся развёрнутый письменный ответ в аудитории в течение двух академических часов. Необходимым условием допуска к письменной работе является посещение всех лекционных и практических занятий по модулю. Пропущенные по каким-либо причинам занятия отрабатываются накануне. Максимальное количество баллов за выполненные задания рубежного контроля - 30 (каждое задание оценивается в 5 баллов; вопросы требуют развернутого ответа).

16-30 баллов - «зачтено»

0-15 баллов - «не зачтено».

Получившему «не зачтено» студенту необходимо заново освоить материал модуля.


 

Copyright 2009 ©
Все права защищены.