Диссертации



  Монографии



  Статьи



  Учебные программы и пособия



  Тексты



  Учебные пособия



Творчество М.Ю. Лермонтова. Спецсеминар


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ








 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по специальному семинару «Творчество М.Ю. Лермонтова»

по специальности 032900 Русский язык и литература


Факультет русского языка и литературы

 









Таганрог 2007



Пояснительная записка

1.     ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель семинара - изучение творчества М.Ю. Лермонтова на основе аналитического рассмотрения литературных произведений, самостоятельной исследовательской работы студентов под руководством преподавателя, обнаружение актуального смысла произведений Лермонтова и их значения в русской и европейской литературной традиции.

Задачи семинара:

- дать студентам знание о целесообразных литературоведческих методах аналитического рассмотрения конкретных произведений, соответствующих данной проблеме;

- углубить знания о многообразии и целостности творчества Лермонтова, приобретенные на теоретических занятиях спецкурса, посредством самостоятельного изучения исследовательской литературы и индивидуального творческого усилия;

- развивать аналитические способности студентов, способность к полемическому восприятию литературоведческого материала в аудитории; совершенствовать навыки творческого мышления и грамотной речи.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен

- знать основные проблемы творчества М.Ю. Лермонтова в связи с актуальными вопросами изучения русской литературной традиции, понимать смысл вершинных произведений поэта и значение творчества Лермонтова;

- уметь интерпретировать основные лирические, драматические и прозаические произведения М.Ю. Лермонтова, устанавливать связи этих произведений с широким кругом фактов русской и зарубежной литературы;

- иметь представление об основных способах аналитического рассмотрения литературно-художественных произведений.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Объем работ, час

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

64

10

Аудиторные занятия

40

10

Самостоятельная работа

24

10

Вид отчетности

зачет

10


4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Участники семинара самостоятельно готовят доклад на одну из тем, в соответствии с проблематикой соответствующего спецкурса.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ НА СПЕЦСЕМИНАРЕ

«ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА»


п/п

Тема доклада

Исполнитель

1.

 «Земля» и «небо» в ранней лирике М.Ю. Лермонтова: библейские мотивы


2.

Основные мотивы ранней лирики Лермонтова (по статьям С. Шевырёва и Бурачка).


3.

Национально-историческая и романтическая проблематика поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...»



4.

Проблема романтического героя в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».



5.

Единство библейско-мифологического и литературно-романтического в образе заглавного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».




Образ Тамары в «Демоне»: мифологический и романтический смыслы.


7.

Игровое пространство в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».



8.

Игра и любовь как формы самоопределения героя в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».


9.

Игровое поведение персонажей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».



10.

Философская проблематика главы «Фаталист» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».


11.

Романтический моногерой в творчестве М.Ю. Лермонтова (Демон. Арбенин. Печорин.).


12.

Мотив тайны в эпических и драматических произведениях Лермонтова («Маскарад», «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»).


13.

Женские образы в произведениях М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича...», «Маскарад».


14.

Женские образы в «Герое нашего времени».


15.

Тема карточной игры в произведениях М.Ю. Лермонтова («Тамбовская казначейша», «Маскарад», «Герой нашего времени», <Штос>).


16.

Тема рокового поединка в произведениях М.Ю. Лермонтова («Песня про купца Калашникова...», «Маскарад», «Мцыри», «Герой нашего времени» и др.).


17.

Мотив танца в произведениях М. Ю. Лермонтова («Маскарад», «Демон», «Герой нашего времени»).


18.

Семантика одежды в романе «Герой нашего времени».


19.

Семантика звука в произведениях Лермонтова.


20.

Особенности зрелой лирики М.Ю. Лермонтова (1839-41 гг.).



21.

Мотив любви-смерти в произведениях Лермонтова.


22.

Мотив сна-жизни-смерти в лирике Лермонтова


23

Мотив одиночества в лирике Лермонтова.


24.

Значение мотива убийства жены из ревности в трагедии В. Шекспира «Отелло», драме П. Кальдерона «Врач своей чести» и драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».


25.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и «Кавказский чёрт» Саши Черного.


26.

Система персонажей в «Княжне Мери» и романе Ф.М. Достоевского «Игрок».


27.

Персонажи - игроки в произведениях Лермонтова (Арбенин, Вулич, Печорин).


28.

Тема рока в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова.


29.

Тема карточной игры в «Пиковой даме» А.С. Пушкина и «Маскараде» М.Ю. Лермонтова.


30

Значение дуэли в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени».




Примечание: перечень тем может быть расширен в зависимости от конкретных обстоятельств и интересов участников семинара.

 

5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лермонтов. М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. - Л.: Наука, 1979-1981.

2. Лермонтовская энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1981.

3. Михаил Лермонтов: pro et contra. - СПб., 2002.

4. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. Т.43-44. - М.: Изд-во АН СССР, 1941.

5. Боденштедт Ф. Картины природы в произведениях Лермонтова // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных материалов. Составитель В. Покровский. - М., 1916.

6. Венок Лермонтову. Сб. статей. - М.- Пг., 1914.

7. Виноградов И.. Философский роман Лермонтова // Виноградов И. "По живому следу..." - М.: Сов. писатель, 1987 .

8. Герштейн, Эмма. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова - М.: Чepo, 1997.

9. Гиреев Д.А.. Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон". Творческая история и текстологический анализ. - Орджоникидзе: Сев.-Осетинское кн.изд-во, 1958.

10. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. - М.: Прогренсс-Традиция, 2002.

11. Зотов С.Н.. Система персонажей в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" /Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. филологических наук. - М., 1989.

12. Зотов С.Н. Художественное пространство - мир Лермонтова - Таганрог, 2001.

13. Зотов С.Н. К пониманию лермонтовского текста в европейской литературной традиции // Русский язык и межкультурная коммуникация, 1/2003. - Пятигорск, 2003. С. 108 - 122

14. Зотов С.Н. О самоопределении поэтической личности в зрелой лирике Лермонтова // Художественно - эстетическое пространство литературной традиции. Сборник научных статей - Таганрог, 2007

15. Карушева М.Ю. К идее рока в драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" // Русская литература. 1989 №3.

16. Келли Л. Лермонтов: трагедия на Кавказе. М., 2006.

17. Коровин В.И.. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973.

18. Коровин В.И. Герой и миф (По драме М.Ю.Лермонтова "Маскарад") // Анализ драматического произведения. Межвузовский сборник. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

19. Коровин В.И. Лермонтов в жизни и творчестве - М., 2002.

20. Литературное наследство. Т. 43-44. - М., 1941

21. Логиновская, Елена. Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон". - М.: Худож. литература, 1977.

22. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. - М.: Современник, 1985.

23. Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. - М.: Детск. литература, 1989.

24. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.: Просвещение, 1988

25. Максимов Д.E.. Поэзия Лермонтова. - М.-Л.: Наука, 1964.

26. Манн Ю.В.. Поэтика русского романтизма. - М.: Наука, 1976.

27. Манн, Юрий. Диалектика художественного образа. - М.: Сов. писатель,1987.

28. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени. Комментарий. - М.: Просвещение, 1966.

29. Милевская Н.И.. Мотив "сна" - "смерти" в раннем творчестве М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.

30. М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвузовские сб-ки научных трудов. Вып. 2,3,4. - Ставрополь, 1994, 1996, 1997.

31. Пульхритудова Е. "Демон" как философская поэма // Творчество М.Ю. Лермонтова. - М.: Наука, 1964.

32. Роднянская И.Б.. Герой лирики Лермонтова и литературная позиция поэта // Изв.ОЛЯ, т.39, №2. - М., 1980.

33. Роднянская, Ирина. Демон ускользающий // Ирина Роднянская. Художник в поисках истины. - М.: Современник, 1989.

34. Саводник В.Ф.. Кавказ в поэзии Лермонтова // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сб. ист.-лит. ст. Сост.В. Покровский. - М., 1916.

35. Сакулин П.Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова // Венок М.Ю.Лермонтову. - М.- Пг., 1914.

36. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1973.

37. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". - М.: Просвещение, 1989.

38. Усок И.Е.. Новое прочтение Лермонтова в критике "серебряного века" // Тарханский вестник. 1995. №4.

39. Федоров А.. Творчество Лермонтова и западные литературы // Литературное наследство. Т.43-44. М.Ю. Лермонтов. I. - М.: Изд-во АН СССР, 1941.

40. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. - М.: Наука, 1975.

41. Эйхенбаум Б.М.. Примечания. "Герой нашего времени" // М.Ю. Лермонтов. Сочинения: в 6-ти тт. Т.6. - М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1957.

42. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

43. Эйхенбаум Б.. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки // Б. Эйхенбаум. О литературе. - М.: Сов. писатель, 1987.

44. Эткинд Е.. Там, внутри. О русской поэзии XX века. Очерки. - СПб.: "Максима", 1997.

45. Эткинд Е.Г. "Внутренний человек" и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХVII-ХIХ вв. - М.: "Языки русской культуры", 1998.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Освоение программы спецкурса Творчество М.Ю. Лермонтова обеспечивается наличием достаточного количества основной и дополнительной литературы в библиотеке. Получение сведений о новейшей литературе возможно благодаря сети Интернет на кафедре литературы. В учебном процессе широко используется электронные каталоги и ресурсы как на базе читального зала библиотеки, так и в компьютерном классе факультета.


7. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Зачет по специальному семинару получают все студенты, выступившие с докладом на выбранную тему, а также выступившие в качестве содокладчика по одному из докладов и принимавшие активное участие в обсуждении выступлений на занятиях. При этом студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин.


8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Спецсеминар является учебной дисциплиной значительной сложности и предполагает активное освоение студентом теоретического материала. Материалом спецсеминара являются лекции по спецкурсу, темы которых так или иначе отражены в содержании докладов студентов. Преподаватель опирается на оригинальную методику работы с материалом и свои методы работы в аудитории.

Одно занятие семинара проводится в библиотеке, где для студентов организуется показ исследовательской литературы о творчестве Лермонтова. Участники семинара, уже выбравшие к этому времени темы докладов, могут тут же подобрать соответствующую теме литературу, познакомиться с другими книгами. Преподаватель обращает их внимание на значимые книги и статьи, дает краткую характеристику основных работ о творчестве Лермонтова.

В аудитории даются общие установки для успешной подготовки доклада, объясняется порядок обязательных и свободных выступлений в ходе семинара. Кроме чтения собственного доклада, каждый студент должен выступить в качестве оппонента-содокладчика по одному из докладов своих товарищей и участвовать в свободной дискуссии по другим темам. Указанные формы активности позволят студенту получить зачет по предмету. Преподаватель консультирует каждого студента в процессе подготовки докладов, рекомендует использовать определенные источники, оставляя возможность окончательного осознанного выбора за докладчиком. Оппонент-содокладчик призван сообщить выступлению конструктивную диалогичность, он должен остановиться на тех вопросах проблемы, которые не вполне раскрыты в докладе, обратить внимание слушателей на иную возможность решения познавательной проблемы. Для этого он должен заблаговременно ознакомиться с основными мотивами выступления выбранного для оппонирования доклада. Наконец, выступление в свободной дискуссии предполагает обмен мнениями по теме доклада и его качеству, включая достоинства и недостатки выступления. Успех семинара в этом отношении зависит от студенческой активности, готовности к критическому и доброжелательному отзыву, основная цель которого - установление более точного смысла произведения.

Преподаватель должен ввести студентов в логику освоения литературного творчества Лермонтова, научить их убедительно полемизировать с известными источниками, доступно излагать свое понимание литературоведческих проблем. Чтобы решить основные задачи семинара, необходим конструктивный диалог преподавателя, докладчика и аудитории, следует вовлекать аудиторию в активный поиск с помощью эвристического метода. Тогда итогом образовательной деятельности на семинаре будет возникновение творчески продуктивного индивидуума, знающего предмет и способного восполнить своё знание в самостоятельной исследовательской деятельности.

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО

специальности 032900 Русский язык и литература

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры литературы ТГПИ «_____»________________2007 г.

Рабочую программу составил

Профессор, д-р филол. наук           ______________          Зотов С.Н.

Заведующий кафедрой литературы

«_____»________________2007 г.         ______________          Зотов С.Н.

Декан факультета русского языка и литературы

«_____»________________2007 г.-        ______________          Кочергина О.А.


 

Copyright 2009 ©
Все права защищены.