Диссертации



  Монографии



  Статьи



  Учебные программы и пособия



  Тексты



  Учебные пособия



Содержание


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................    5

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Художественное пространство как проблема

литературоведения..............................................................    16

I.                   Трагедия европейской традиции и её "мистериальный" смысл:

"смерть" и "воскрешение" автора............................................    16

1.   Телесность художества и духовность творчества...........................    17

1.1.     Страх смерти и страх влияния как источники поэтического

творчества.......................................................................    17

1.2.  Единство творца и творения как телесность художества.............    23

1.3.  Телесность художества и отношение "творец - традиция - мир" (Б. Пастернак)...........................................................    28

1.4.  Единство творца и творения как духовность творчества.............    37

2.       Аналитическое разрушение единства творца и творения.

Основные стратегии понимания литературы в ХХ в ......................    39

2.1.  Художник как субъект творчества: классическое доверие к созна-тельной деятельности и "учения о подозрении"........................    40

2.2.  Последовательность подозрения: проблематичность поэзии........    43

3.   "Языковые" теории художественного творчества.

      "Смерть" автора....................................................................    48

3.1.     Диалектический выбор: предпочтение поэзии и языка в

концепциях Т.С. Элиота и  Г.-Г. Гадамера..............................    48

3.2.          Революционизм  Р. Барта: свержение автора-Бога как торжество

критика-Читателя.........................................................    53

4.   Спасение автора. Одиночество  Иосифа Бродского........................    59

4.1.     Поэтическая речь как явление традиции и форма одиночества в

эстетике  И. Бродского ......................................................    59

4.2.  Стихотворение "Осенний вечер в скромном городке...".............    63

4.3.  Экзистенциальный смысл поэзии.........................................     68

4.4.     Поэтическое самоопределение  И. Бродского: поэт и традиция,

автор и читатель............................................................    78

5.   Литературная позиция - "пост" Иосифа Бродского........................    82

6.   "Жертвоприношение" автора.  Эзра Паунд..................................    93

7.   Проблема автора и Западный Канон.  Гарольд Блум.....................    101

8.   "Воскрешение" автора.  Михаил Бахтин....................................    104

II.      Проблема художественного пространства...............................    115

1.   Произведение, автор и критик в пространстве литературы (культуры). С. Аверинцев.....................................................................    115

2.   Поэзия критики: пространство Новалиса ..................................     121

3.       Изучение художественного пространства литературного

произведения......................................................................    128

ГЛАВА ВТОРАЯ. Пространство  "Демона"....................................    140

I.                   "Демон" в пространстве интерпретаций.................................    143

II.                Интеллектуальное переживание Библии в ранней лирике

М.Ю. Лермонтова и поэме "Демон".......................................    151

III.             Единство библейско-мифологического и нравственно-

психологического в художественном пространстве "Демона".

Отношение "автор - повествователь"....................................    163

IV.            Принцип отождествления в художественном пространстве

"Демона"........................................................................    206

1...........................................................................................   207

2...........................................................................................   218

3.   Пространство соблазна..........................................................   225

4.   Проблема сюжета.................................................................   234

5.   Выводы..............................................................................   237

V.               "Демон" в пространстве европейской романтической традиции.

Проблема байронизма Лермонтова........................................   242


ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Мир Лермонтова .............................................    249

I.                   Литературная позиция как пространство художества и

судьбы поэта ..................................................................    249

II.                Игра и любовь как формы самоопределения героя в

драме "Маскарад" ............................................................    258

1.   Игровое самоопределение Арбенина........................................    259

2.   Любовь как форма самоопределения героя.................................    271

3.   "Маскарад" и пространство "Демона".......................................    275

III.     Развитие личности Печорина и философское качество

художественного мышления Лермонтова в романе

"Герой нашего времени".....................................................    281

IV.     Концепция романтизма Альбера Камю и роман

"Герой нашего времени"...................................................    299

V.               Единство эпического художественного пространства и

литературная позиция Лермонтова........................................    309

VI.     Пространство лирики Лермонтова.........................................    316

1.   О "лирическом герое" в творчестве Лермонтова...........................    316

2.   Телесность художества как истина поэтического..........................    324

3.       Основные черты поэтической личности Лермонтова

"Воскрешение" автора...........................................................    329

VII.   Постромантизм Лермонтова. К постановке проблемы................    361

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................     375

СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............    378


 

Copyright 2009 ©
Все права защищены.