Диссертации



  Монографии



  Статьи



  Учебные программы и пособия



  Тексты



  Учебные пособия



Введение


 

Замечено, что русская литература XIX века в целом ряде ее классических образцов представляет собой поиски жанра. Вершинные произведения не укладываются в жесткие рамки жанровых определений: "Евгений Онегин" - роман, но в стихах ("дьявольская разница"!), "Мертвые души" - поэма, "Война и мир" - роман-эпопея, "Преступление и наказание" - "роман-трагедия"[1]. Каждый раз жанровые особенности связаны с особой формой проявления художественной мысли в соответствующий момент развития общественно-культурной жизни России. Новаторство произведений заключается в сущностных качествах центральных персонажей и одновременно - в индивидуальном способе выявления этих качеств посредством раскрытия основных противоречий действительности в их авторском понимании. Общая тенденция обнаруживает становление реалистического метода литературного изображения человека и обстоятельств в русской литературе.

Изучение итогового романа М.Ю.Лермонтова в ряду названных произ­ведений связано прежде всего с тем или иным решением двух основных взаимосвязанных вопросов: о сущности характера и личности главного героя - Печорина и об особенностях художественного метода М.Ю. Лермонтова в романе[2]. Преимущественное внимание к этим вопросам обусловливает в конечном счете содержание настоящего диссертационного исследования произведения посредством особого метода, заключающегося в рассмотрении романа с точки зрения одной из сторон его поэтики - системы персонажей. Позволяя по-новому увидеть идейно-художественные особенности романа "Герой нашего времени", процесс постижения его смысла одновременно станет утверждением метода аналитического рассмотрения литературно-художественного произведения.

Система персонажей "Героя нашего времени" до сих пор не становилась предметом специального рассмотрения, однако то или иное решение основных вопросов изучения лермонтовского романа всегда связано с истолкованием взаимоотношений персонажей и их соотнесенности друг с другом. Ниже мы рассмотрим основные направления и, соответственно, - результаты предшествующего изучения романа М.Ю. Лермонтова и, не претендуя на полноту обзора, определим в этой связи характер оценки системы персонажей разными исследо­вателями. Тем самым мы как бы обозначим вехи, по которым пролег магистральный путь научного рассмотрения романа "Герой нашего времени" в советском литературоведении. Более подробный анализ литературы по конкретным проблемам трактовки художественного содержания романа будет дан в соответствующем месте диссертационного исследования.

До сих пор не утратили методологического значения статьи               В.Г. Белинского, который откликнулся на первое издание "Героя нашего времени". Великий критик отмечал в произведении "глубокое чувство действительности" и философичность, "типические характеры" и психологизм изображения[3]. Белинский оценивал роман Лермонтова как реалистическое в своей основе произведение. Такое понимание получило развитие в трудах советских ученых. В своей ранней работе Б.М. Эйхенбаум рассматривает Лермонтова как создателя последователь но мотивированного повествования, которое послужило естественным переходом к реалистической психологической прозе 40-60-х годов XIX века[4]. "Проблема "образа автора" и повествовательного стиля", с которой "органически связан вопрос о построении характера, об образе героя", находилась в центре внимания В.В. Виноградова[5]. Важные суждения о лермонтовском психологизме в "Герое нашего времени", о соотношении автора и рассказчиков обнаруживает Л.Я. Гинзбург в книге "Творческий путь Лермонтова". Философской проблематике посвящена работа В.Ф. Асмуса "Круг идей Лермонтова". Одновременно роман М.Ю. Лермонтова изучается с точки зрения его связи с европейской[6] и русской[7] литературной традицией.

В связи с "Героем нашего времени" приобретает важное значение литературно-биографическая тема "Лермонтов и Кавказ", которой посвящены исследования С.А. Андреева-Кривича, Л.П. Семенова,             А.В. Попова, И.Л. Андроникова и других (см. Список использованной литературы). Глубоко исследована "кавказская" проблематика и связанные с ней мотивы "Героя нашего времени" в работах Б.С. Виноградова, Важные для истолкования романа Лермонтова сведения содержатся в биографической книге Э.Г. Герштейн "Судьба Лермонтова". Наконец, необходимо отметить весьма значительные и разносторонние исследования творчества Лермонтова, принадлежащие А.Н. Соколову и Д.Е. Максимову.

В конце 50-х - начале 60-х годов начался новый этап изучения романа "Герой нашего времени", который отмечен прежде всего значительным интересом к поэтике произведения. Подробный и разносторонний анализ "Героя нашего времени" дан в этапной книге Е.Н. Михайловой "Проза Лермонтова", где поэтика романа рассматривается с точки зрения "полноты реалистического воплощения" "проблемы личности и общества"[8], необходимости дать "портрет типического представителя эпохи"[9]. В связи с этой основной задачей Е.Н.Михайлова говорит об остальных персонажах романа как о "свидетелях", дающих "показания". Лермонтов сталкивает своего героя "с людьми и родственного и чуждого ему психологического склада, с людьми разного общественного положения, степени культуры, разных национальностей и профессий"[10]. Здесь же говорится о важном соотношении образа Печорина и изображения других "человеческих фигур": "Его образ не разрушает отпечатком своей личности объективной правды изображения во всех других элементах романа... Но в то же время он центр, вокруг которого сгруппированы основные образы романа"[11]. Е.Н. Михайлова основывает на изложенных принципах весь анализ персонажей и их соотношения в романе Лермонтова. Личность Печорина понимается при этом как статичная, композиция произведения - как "вершинная" при отсутствии последовательного сюжетно-тематического единства: "каждая из… повестей является самостоятельным художественным произведением, которое несет в себе свою особенную мысль"[12]. Т.о. выразились две противоположные тенденции исследования: интегрирующее стремление определить особенности поэтики целого романа в общем виде и, с другой стороны, аналитическая разъединенность, - что, соответственно, отражает две существенные стороны внутреннего мира романа: сюжетно-тематическое единство и фрагментарность произведения. Диалектический подход Е.Н. Михайловой, который предполагает объективную значимость взаимодействующих с Печориным персонажей, реализуется главным образом в замкнутом анализе отдельных "повестей", что не позволяет сосредоточиться на общих закономерностях строения системы персонажей. Характер и личность Печорина окончательно устанавливаются суммированием результатов анализа отдельных глав в тесной связи с общественно-политической борьбой, как прямое выражение кризиса дворянской революционности в 30-е годы.

Уделяя главное внимание художественному "психологизму",             Б.М. Эйхенбаум рассматривает "Героя нашего времени" как "первый в русской прозе "личный" (...) или "аналитический роман", "идейным и сюжетным центром" которого является "личность человека - его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс"[13]. Фрагментарность сюжетно-композиционного строения определяет, по Б. Эйхенбауму, целый ряд особенностей романа, в т.ч. и качества системы персонажей: "повести, образующие цикл, должны быть разными и по жанрам, и по составу действующих лиц". Для такого "личного" романа, каким был задуман "Герой нашего времени", проблема окружения имела особое значение: никто не должен равняться с героем или оспаривать у него первенство, но у него должны быть враги и хотя бы один друг, а кроме того, конечно, в его жизни со всей силой должен сказаться "недуг сердца" - порывы "пустых страстей", кончающихся разочарованием или бессмысленной местью"[14]. Система персонажей определяется в данном случае преимущественно функционально, в связи с главной целью - раскрытием характера и личности Печорина. Прибегая к такой схематизации, Б. Эйхенбаум обходит вопрос о реализме (или романтизме) романа и говорит лишь об объективности изображения. "Герой нашего времени" был сразу воспринят как острый общественно-политический роман"[15] и "оказался тем зерном, из которого в дальнейшем вырос русский психологический роман"[16].

И.И. Виноградов считает, что "подбор" Лермонтовым действующих лиц романа - тех, кто окружает фигуру главного героя и в отношениях с кем и раскрывает Печорин свой характер", - связан с необходимостью изобразить индивидуализм "как определенную систему жизненного поведения героя, как способ его отношения к миру и людям"[17]. Эта плодотворная установка на раскрытие философской стороны содержания всего романа оказывается не вполне реализованной, т.к. И. Виноградов сосредоточивает свое внимание лишь на "Фаталисте", считая, что именно эта глава сообщает роману философский смысл[18]. Исследованию философской проблематики, связанной с фатализмом, посвящены содержательные работы И.М. Тойбина, А.К. Бочаровой, а позднее - статья В.И. Левина (см. Список использованной литературы).

В указанных работах, к которым следует прибавить и вышедшие в это же время исследования Д.Е. Тамарченко и А.А. Титова, разрабатываются основополагающие проблемы идейно-художественного содержания романа, изучение которых было продолжено в последующие годы. В "Лермонтовской энциклопедии", подводящей итог исследований многих ученых, в соответствии со сказанным выше констатируется, что "Герой нашего времени" - это "первый прозаич<еский> социально-психологич<еский> и филос<офский> роман в рус<ской> лит<ерату>ре"[19]. В определении обойдено лишь обозначение метода романа. Именно проблема метода стала предметом дискуссии литературоведов в 60-е годы, а результаты научной полемики нашли отражение позднее в итоговых монографиях главных ее участников - книгах В.А. Мануйлова,                  К.Н. Григорьяна, У.Р. Фохта, Б.Т. Удодова. В.А. Мануйлов утверждал реализм "Героя нашего времени", тогда как К.Н. Григорьян настаивал на последовательном романтизме лермонтовского романа. Этим крайностям противостояла точка зрения У.Р. Фохта, который рассматривал метод "Героя нашего времени" как реалистический, однако не утративший связь с романтической традицией. Наконец Б.Т. Удодов писал о "синтезирующем" "романтико-реалистическом" методе "Героя нашего времени"[20]. Эти точки зрения отражают сложность и неоднозначность решения проблемы, соответственно сходные взгляды развиваются и другими учеными (см. работы В.А. Архипова, А.И. Журавлевой, И.Е. Усок, М.М. Уманской,             В.И. Коровина, Э.Г. Герштейн, В.И. Левина, Н.В. Осьмакова,                     Л.Ф. Киселевой и др.).

Основные достижения в области изучения романа "Герой нашего времени" обобщены в ряде статей "Лермонтовской энциклопедии". В последнее время появились работы, знаменующие новый этап в исследовании поэтики лермонтовского романа, например, статьи            Ю.М. Лотмана, В.Н. Турбина, И.А. Гурвича, соответствующая глава в книге В.М. Марковича.

То или иное решение общих вопросов изучения романа, в частности - проблемы метода, соответствует определенному взгляду на систему персонажей (или "систему образов" - такой термин употреб­ляет большинство исследователей). Последовательно романтический метод связан с "системой образов", целиком и единственно подчиненной "раскрытию личности героя в разных ситуациях, освещению ее разных граней"[21]. Понимание метода как реалистического (в т.ч. и с разного рода уточнениями) предполагает более сложную трактовку системы персонажей. Рассматривая главу "Княжна Мери", Е.Н. Михайлова выражает до сих пор распространенную тенденцию анализа: "Все более или менее заметные в повести персонажи... введены лишь в определенном отношении к Печорину. Одни из них нужны как контраст к Печорину, позволяющий более резко выступить своеобразным индивидуальным чертам характера. Другие оттеняют его некоторыми сходными, родственными ему чертами, которые, однако, у Печорина достигают большей глубины и силы. И этим опять подчеркивается своеобразие и незаурядность характера его крупной личности"[22].

Персонажи "оттеняют", "подчеркивают", усиливают какие-то черты главного героя - такая оценка, как нам кажется, применима к эпизодическим действующим лицам. Оппозиции же основных персонажей суть одно из главных средств воплощения идейно-художественного содержания произведения. Они именно выполняют функцию раскрытия, собственно показа характерных черт личности, которые иначе просто не могли бы проявиться с достаточной полнотой. Мы узнаем героя во всей его неповторимости и типичности в значительной степени из его поведения, взаимодействия с другими, что и способствует выявлению личностных качеств всех основных персонажей. Анализ персонажей, на наш взгляд, не должен проводиться лишь "в связи и попутно с анализом образа Печорина"[23]: для рассмотрения собственно системы персонажей представляется более последовательным анализ образа Печорина, который возникает, является в связи с противопоставленностью ему других персонажей. Как правило, система персонажей "Героя нашего времени" рассматривалась учеными в свете тех или иных общих взглядов на произведение, представляющих собой определенную концепцию исследователя. В настоящей работе предлагается анализ системы персонажей как основание, позиция для раскрытия идейно-художественного содержания романа. Выявление особенностей системы персонажей отдельных глав и общих закономерностей организации этого уровня поэтики романа позволяет сделать новые выводы об идейно-художественной сущности гениального произведения Лермонтова.

Основной целью диссертационного исследования является изучение недостаточно исследованной стороны поэтики "Героя нашего времени" - системы персонажей, что делает возможным нетрадиционную трактовку личности главного героя - Печорина, установление сущностных сторон жанра и особенностей художественного метода романа, не попадавших до сих пор в поле зрения исследователей; наблюдения над системой персонажей "Героя нашего времени" позволяют также сделать вывод об отличительных свойствах лермонтовского психологизма и об общем философском качестве художественной мысли Лермонтова. Решение главной задачи исследования предполагает характеристику системы персонажей как стороны внутреннего мира и содержательной формы произведения на теоретико-методологическом уровне.

Актуальность диссертационного исследования заключается в новой научной трактовке классического романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", достигнутой благодаря обоснованию и реализации нового метода анализа эпического литературного произведения как способа более полного постижения его идейно-художественного содержания. Одновременное решение теоретико-методологической и историко-литературной проблем делает результаты исследования актуальными для литературоведческой науки и открывает возможности их использования в "практическом литературоведении" - вузовском и школьном преподавании литературы.

 

 

 



[1] Кирпотин В.Я. Достоевский-художник. Этюды и исследования. – М.: Сов. писатель, 1972. – С. 38.

[2] См. об этом: Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М.: Просвещение, 1973. – С. 217.

[3] См.: Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. – Т.4. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – С. 146, 147.

[4] Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. – Л.: Госиздат, 1924.

[5] Виноградов В. Стиль прозы Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43-44. – М.: Изд-во АН СССР, 1941. – С. 564.

[6] Томашевский Б. Проза Лермонтова и западноевропейская традиция // Там же. – С. 469-516.

[7] Нейман Б.В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. 1. – М., 1941. – С. 422-465.

[8] Михайлова Е. Проза Лермонтова. – М.: Гослитиздат, 1957. – С. 205.

[9] Там же. – С. 208.

[10] Там же. – С. 209.

[11] Там же. – С. 210.

[12] Там же. – С. 213.

[13] Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. – Л.: Худож. лит., 1986. – С. 301.

[14] Эйхенбаум Б.М. Указ. Соч. – С. 318.

[15] Там же. – С. 316.

[16] Там же. – С. 338.

[17] Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики: Литературно-критические статьи. – М.: Сов. писатель, 1987. – С. 20.

[18] Там же. – С. 32.

[19] Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» // Лермонтовская энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. – С. 101.

[20] Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1973. – С. 462.

[21] Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – Л.: Наука, 1975. – С. 237.

[22] Михайлова Е. Указ. соч. – С. 292, 293. Ср.: Герштейн Э. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. – М.: Худож. лит., 1976. – С. 38, 39.

[23] Михайлова Е. Указ. соч. – С. 295.

Copyright 2009 ©
Все права защищены.