Отзывы

Отзыв ведущей организации

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                  Проректор РГУ

                                                                  по НИР                     А.Т. Ушак

                                     ОТЗЫВ

                   ведущей научной организации- кафедры

теории и истории мировой литературы Ростовского

государственного университета на диссертацию С.Н. Зотова

на соискание ученой степени доктора филологических наук

«Художественное пространство- мир Лермонтова».

Специальность 10.01.01- русская литература. Таганрог, 2001

         Современное отечественное литературоведение переживает период методологического обновления и самоопределения. Освобождение от прежних нормативных и упрощенных подходов к литературе и выработка новых путей ее исследования невозможны без поисковых работ, отмеченных стремлением заново осмыслить природу литературного творчества и литературоведческого познания и создать новый  язык описания и интерпретации словесного искусства. Диссертационное исследование С.Н. Зотова относится именно к таким — редким в нашем литературоведении – работам. Уже в этом заключена его актуальность и научная значимость. Его автор последовательно проводит особый методологический путь анализа-интерпретации литературного творчества, тщательно продуманный выношенный и пережитый, возникший на основе внимательного усвоения и развития ряда идей и принципов современной философии, эстетики,  критики и глубокого переживания- постижения художественного мира творчества  М. Ю. Лермонтова как уникального явления русской и мировой духовной культуры.

         Диссертация многослойна по своему содержанию, включает в себя ряд смысловых пластов, отражающих горизонты авторского интереса и полипредметность его обсуждений и осмыслений. Это, конечно, литературоведческое исследование, в котором совмещены теоретический и историко- литературный анализ таких фундаментальных научных проблем, как соотношение творца и творения, поэта и традиции, автора, текста и критика, творчества и литературной позиции и многих других. Но это и новый тип литературоведческого дискурса, развертывающегося на границе философии и литературоведения и являющего собой процесс личностного самоопределения в науке о литературе, попытку найти свое место в литературоведческой практике нашего времени через вбирание в себя форм и принципов современного размышления о мире, человеке, поэзии и втягивания в их сферу творчества  М. Ю. Лермонтова. Это и эстетическое исследование, поскольку в нем автор, используя феноменальный принцип мышления, оставляет за бортом привычные для нашего искусствознания подходы и понятия и заново, как бы на чистом месте, передумывает такие вопросы, как исток и сущность искусства, специфика его содержания и многие другие, а главное – в чем суть творчества как индивидуального эстетического самоосуществления поэтической личности и филологического познания как ее своеобразного духовного «воскрешения». Это, местами, и порывы философской мысли, бьющейся над коренными проблемами культуры, творчества, человеческого бытия. И, наконец, это акт собственной интенции, личностного интеллектуального погружения в художественное творчество вообще и поэтический мир Лермонтова, взятый в его живой жизни в сфере культуры и литературной традиции. Такое сопряжение различных линий движения исследовательской мысли, полифонизм проблематики и содержания полностью вписывает работу С.Н.Зотова в контекст современного литературоведческого исследования, которое в своих лучших образцах все чаще начинает осуществляться именно на границах с привлечением других наук, учитывая, что литературное творчество в силу целостного воплощения в нем человека и мира, требует к себе именно синтезирующего подхода.

         С.Н. Зотов строит свою работу, ее методологию и понятийный аппарат на основе соединения ряда идей, принципов и положений отечественной и западной философии, эстетики и поэтики ХIХ- ХХ вв. Отправным пунктом его исканий и открытий выступают сочинения С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Р.Барта, М. Бланшо, Г. Блума, А. Камю, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, Р. Рорти, М. Хайдеггера   и других известных мыслителей. Выдвигаемые в них идеи проверяются и углубляются анализом эстетических интуиций крупнейших поэтов, принадлежащих к разным национальным культурам, — Новалиса, М. Ю. Лермонтова, Р.М. Рильке, Т.С. Элиота, В.В. Набокова, Б.Л. Пастернака, М.И. Цветаевой, И.А. Бродского и др. Все это придает исканиям и выдвигаемым в диссертации гипотезам теоретическую и практическую убедительность и обоснованность.

         В диссертации ставится, обосновывается и практически выполняется новая цель литературоведческого исследования- анализ творчества писателя (и  литературы в целом) с точки зрения соотношения творца и творения. Такая задача уже  своей формулировкой и направленностью противостоит социологическому, психоаналитическому, структурному и свободно- интерпретационному подходу к литературному творчеству, утверждая первостепенную роль в искусстве авторской личности в ее поэтической ипостаси, а в литературоведческом исследовании – «воскрешения автора».

         Постановка и проведение новой исследовательской задачи, которую можно обозначить как разработку нового пути и способа литературоведческого анализа, потребовали и своего теоретического обоснования и создания соответствующего понятийного аппарата  и исходной концепции  литературы (искусства). С.Н. Зотов отказывается от традиционных для нашего искусствознания представлений и понятий и строит по сути дела новую онтологию художественного творчества, которая развертывается в ряде оригинальных понятий. Об отказе от существующих моделей искусства и прежней парадигмы мышления  сразу манифестирует замена термина «искусство» термином «художество». Осмысление искусства в рамках новой парадигмы и в аспекте взаимоотношений творца и творения производится с помощью понятий «телесность» и «пространственность» художества, «мир», «интеллектуальное переживание», «судьба поэта», « литературная позиция». Введение этих понятий и анализ с их помощью творчества М. Ю. Лермонтова также составляет теоретическую и практико-исследовательскую новизну и научную значимость диссертационного исследования С.Н.Зотова.

         В диссертации развивается экзистенциальное понимание  литературы как особой формы человеческого бытия, творчество полагается как жизнь посредством поэзии, бытие человеческой личности в ней. Отсюда и следует внимание к человеческому, духовному в творчестве. Единство творца и творения в произведении, «овнешненность» духовной жизни художника создают «телесность» поэтического творчества, которая определяет его «пространственность». Понятия «телесности» и «пространственности» являются центральными категориями, с помощью которых осмысляется природа и форма существования искусства. И литература в целом, и творчество писателя, и произведение рассматриваются как художественное пространство , т.е. как особая реальность- эстетическая, выступающая органической частью человеческого бытия, воплощением художественного видения, переживания и воображения. Создаваемое  художником новое культурное пространство становится, по мысли С.Н.Зотова, особым миром в мире человеческого существования, который можно обозначить именем творца. Отсюда вытекает вывод, что любая реализовавшая себя в творении поэтическая личность живет в мире культуры, требуя понимания, отклика, участвуя в созидании культуры, в развитии духовности. Это, во многом идущее от работ М.М. Бахтина положение, заставляет по-новому видеть проблему функций и функционирования искусства.

         Третьим понятием, объясняющим суть искусства, в диссертации выдвигается понятие интеллектуального переживания. В нем видится исток художественного творчества , субъективный источник его содержания. Представляется, что это понятие вполне достойно включения в круг основных категорий теории искусства.

         Наряду с объясняющими понятиями, в диссертации при обращении к литературному материалу используются и собственно аналитические. К ним можно отнести понятия «тематики», «поэтики», «идиориторики», которые, в свою очередь, синтезируются в категорию литературной позиции. В целом, в диссертации выстраивается ряд понятий, обеспечивающих проведение анализа творчества писателя с точки зрения соотношения (единства) творца и творения. Следует отметить, что перед нами индивидуальная, оригинальная, тщательно продуманная, теоретически и операционно обеспеченная исследовательская позиция, имеющая полное право на свое место в современной литературоведческой практике.

         Эта выношенная и обдуманная  теоретическая и методологическая позиция обращается на исследование творчества М. Ю. Лермонтова. Конечная цель такого анализа в соответствии с предлагаемой концепцией творчества видится в «воскрешении»  автора как поэтической, творящей и духовной личности, раскрытии особенностей и содержания его воплотившегося в творчестве интеллектуального переживания мира, в многообразии и богатстве составляющих этого мира.

В центре историко-литературной части диссертации- анализ поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», которая впервые подвергается столь широкому и глубокому исследованию, основанному на современных стратегиях литературоведческого познания и на принципах культурологической интерпретации. Именно в этом разделе диссертации проверяются и осуществляются исследовательские интенции, выдвигаемые С.Н.Зотовым. В нем прежде всего рассматривается пространство «Демона» как художественное целое, которое представлено в поэме. Оно анализируется: 1) с точки зрения его «вертикального» строения; 2) в аспекте соотношения автора и повествователя; 3) в плане сюжетной организации поэмы, 4) с точки зрения ее поэтики и идиориторики. Тщательному анализу подвергаются также образы Демона и Тамары.

В главе по-новому убедительно концептуально и конкретно лермонтовская поэма характеризуется как личностное свершение поэта, занимающее особое место в европейской литературе начала ХIХ века. Художественный мир поэмы определяется как единство библейско- мифологического и нравственно- психологического начал, а образ Демона как синтез архаического, библейского и романтического. Такие сложные сочетания в художественных образах далеких культурных и социальных планов С.Н.Зотов называет принципом отождествления, обратной стороной которого выступает поэтическое расподобление. Представляется, что эти поэтологические категории не являются особенностью лишь лермонтовского стиля, а имеют более широкое распространение. В частности, по ним строятся, например, образы героев и сюжеты в постмодернистской литературе. Не меньшей значимостью обладает и другой выделенный С. Н. Зотовым закон поэтики поэмы «Демон»- библейский принцип «длящегося мгновения».

Наличие в поэме двух содержательных и структурных рядов связывается  С.Н. Зотовым  с тем, что в ней имеется две повествовательно- смыслосозидающие инстанции — автор-визионер и повествователь-литератор. Это тонкое и убедительное разграничение повествовательных планов до сих пор отсутствовало в нашем лермонтоведении. В диссертации сделано множество других оригинальных и новых наблюдений над смысловым полем и строением «Демона», открывающих глубину, «таинственность», уникальность и значительность лермонтовской поэмы как особого емкого воплощения прозрений и переживаний писателя. По-новому осмыслено место поэмы в литературе  первой половины ХIХ века и в европейском романтизме. Она справедливо рассматривается как антибайроновская.

В дальнейшем в диссертации прослеживается воплощение основных качеств поэтической личности М. Ю. Лермонтова в драме «Маскарад», романе «Герой нашего времени» и в его зрелой лирике. Их постановку в центр исследования С.Н.Зотов объясняет таким свойством лермонтовского творчества как его «вершинность» – полное воплощение поэтического голоса Лермонтова в главных произведениях, которое образуют целостный художественный мир. Совместное рассмотрение «Демона», «Маскарада» и «Героя нашего времени» позволило показать их тематическое, смысловое и структурное единство, близость их проблематики, героев, поэтики. Так, предметом изображения в них выступает романтический герой. В «Демоне» он возведен к своему архетипу, в романе он приобретает черты конкретной социальной личности, в драме противоречивость, разноликость Арбенина выражается через удвоение персонажей. Глубиной и свежестью отличается анализ характера Печорина, в котором отмечается сочетание демонического начала с романтическим, дендизма с социально- исторической характерностью. С.Н.Зотов аргументировано пишет о том, что Печорин дан в романе в развитии, в стремлении преодолеть романтическую безысходность. В этом справедливо усматривается новаторство лермонтовской трактовки романтического героя. Итогом сопоставительного и объединяющего анализа трех указанных выше произведений становится вывод  о  единстве эпического и драматического художественного пространства, создаваемого Лермонтовым. Серьезного внимания заслуживает вводимое здесь понятие литературной позиции как обозначение миропонимания, складывающегося в творчестве  и созидающего мир писателя.

Также целостно как единая художественная система освещается в диссертации и лирика поэта. Принцип синхронного анализа произведений М. Ю. Лермонтова  позволил С.Н.Зотову показать не творческий путь или творческую эволюцию автора «Демона», но раскрыть его творчество как поэтическое единство,   за которым стоит неповторимая художественная личность поэта, его литературная позиция. С историко-литературной точки зрения она характеризуется как постромантическая. Лермонтовский герой, констатирует С.Н.Зотов, через игровую самореализацию пытается обрести веру, жизнь, преображенный мир, прозреть сверхреальное в бытии. Так  утверждается новый взгляд на творчество М. Ю. Лермонтова и на содержание литературного процесса ХIХ века.

Диссертация С.Н.Зотова требует внимательного, вдумчивого чтения, хотя она написана раскованным, живым языком, провоцирует ответную мысль, заставляя еще раз продумать поставленные в ней проблемы. В этом еще одно важное достоинство этой работы. В ней предлагается индивидуальная исследовательская позиция, особый круг соответствующих ей понятий, выношенных автором в результате, очевидно, долгих размышлений над литературой, философскими и литературоведческими текстами, эстетическими раздумьями писателей и поэтов. Думается, что специфика предмета литературоведения, основными составляющими которого выступают индивидуальное творчество и уникальные произведения, постигаемые в диалогическом понимании, обуславливают оправданность и возможность «личностной» методологии освоения литературного творчества.

Как всякое глубокое исследование, прокладывающее новый путь в науке, вносящее в нее новое слово, манифестирующее непривычную методологию и вводящее ряд новых понятий, диссертация С.Н.Зотова, естественно, содержит и спорные положения, нисколько не умаляющие ее научной ценности. По отношению к таким неординарным работам не хочется и трудно говорить о недостатках, поэтому ограничимся некоторыми замечаниями:

  1. Первая глава, необычайно содержательная, интересная, богатая мыслями, носит слишком самодовлеющий характер. Она связана с историко-литературными главами, поскольку раскрывает истоки манифестированного подхода к литературе и концентрации внимания именно на поэтическую личность, показывает движение мысли к идее «воскрешения» автора. Но у этой главы свой предмет и материал анализа, своя изучаемая проблема, и она перерастает рамки обоснования исследовательской позиции и вводимых понятий.
  2. Вводимые и используемые в диссертации понятия не всегда получают более или менее четкое определение, что затрудняет их понимание читателем и возможность их применения другими исследователями. К таким понятиям можно отнести понятие «судьба поэта» (одно из определений звучит так: «Судьба поэта – это обретение речи, дар языка…») и, конечно, понятие пространства. Оно встречается в диссертации в самых разных контекстах (пространство страсти, пространство интерпретации и т.п.) В этом ощущается влияние современных философских и публицистических работ. Но в них словосочетание типа «пространство искусства» используются как средство развертывания- движения мысли, как правило, в переносном значении. В научном тексте они выступают в иной функции- как средство описания изучаемого объекта и должны иметь более или менее определенный смысл. Очевидно, что в дополнение к философской и физической категориям пространства надо вводить культурологическое понятие пространства, выделить признаки культурных пространств и выявить специфику пространства искусства, художества.
  3. В диссертации сущность марксистского подхода к интерпретации искусства сводится к раскрытию в последнем экономического интереса. Но, очевидно, что это слишком упрощенное понимание марксистской концепции художественного творчества. К тому же, в статьях В.И. Ленина о Л. Н. Толстом, которые  приводятся в качестве примера марксистской герменевтики наблюдается не экономическое, а отражательно- идеологическое объяснение творчества великого русского писателя.
  4. При анализе лермонтовских произведений в них постоянно отмечается единство мифологического и социально- нравственного. Но представляется, что явления разных рядов и не могут противопоставляться.

В целом диссертация С. Н. Зотова- это работа, по-настоящему вносящая вклад в отечественную науку о литературе, в изучение творчества М. Ю. Лермонтова , в самосознание и методологию литературоведения. Она открывает новые перспективы в осмыслении историко-литературного процесса ХIХ века, обосновывает и демонстрирует новую задачу и стратегию литературоведческого анализа и вводит в литературную науку ряд понятий, с помощью которых она осуществляется.

         Работа С.Н. Зотова – это законченное, полностью самостоятельное научное исследование, отвечающее требованиям, предъявляемым к докторским диссертациям. Содержание диссертации в основном соответствует специальности «русская литература» и точно отражается в автореферате.

         Учитывая творческий характер, глубокую содержательность, высокий методологический уровень диссертации, ее актуальность, новизну проводимой в ней исследовательской позиции и полученных на ее основе теоретических и историко-литературных знаний, можно сделать вывод, что С.Н.Зотов вполне достоин присуждения ему искомой степени доктора филологических наук.

         Отзыв составлен доктором филологических наук, профессором Забабуровой Н.В. и кандидатом филологических наук, доцентом Куриловым В.В.

         Отзыв обсужден и утвержден на заседании кафедры теории и истории мировой литературы Ростовского государственного университета от 14  мая 2001, протокол № 5.

Зав. кафедрой теории

и истории мировой литературы

Ростовского государственного

университета, профессор                                                    

Н.В.Забабурова